В 2017 году в Астане пройдет Всемирная выставка EXPO. Ее темой станет Энергия будущего. Сможет ли страна-хозяйка на родной территории явить миру собственное изобретение века на эту тематику?

Мы нашли людей из мира науки, которые готовы внести свой вклад в улучшение экологии мегаполисов страны посредством уменьшения выхлопов вредных газов с помощью автоводородного генератора.

Мы встретились с командой ученых, которые готовы совершить прорыв в улучшении экологической ситуации в Казахстане. Амирхан Темирбаев, директор Научно-технологического Парка КазНУ имени Аль-Фараби рассказал о проекте, которым его научная группа занимается уже 4 года. Он вместе с командой единомышленников разработал автоводородный генератор INNОTECH. Устройство, по словам его создателей, уже существует в нескольких экземплярах, успешно эксплуатируется и доказало свою эффективность. И в улучшении экологической ситуации, и как способ экономии средств для автовладельцев. Давайте выясним, в чем его уникальность?

В наши дни водород используется в основном как топливный элемент– электрохимическое устройство, которое превращает реакцию водорода с кислородом в электричество без попутных горений.  Двигатели на основе топливного элемента не приносят вреда экологии, да и сырье для него найти проще– 2/3 поверхности Земли состоит из воды. Но в сравнении с двигателями внутреннего сгорания водородные топливные элементы пока стоят очень дорого. К тому же заправочные станции предлагают любое топливо, но только не водород, а СТО оборудованы лишь под такие двигатели, которыми пользуется большинство.

Поэтому Амирхан и его команда пошли другим путем. Они решили не отказываться от бензина, поскольку он очень доступен во всех отношениях. А просто добавили к нему водород.

Из школьных уроков физики и химии можно вспомнить, что под воздействием электричества вода распадается на молекулы и возникает так называемый газ Брауна (ННО).

Амирхан и его команда взяли эту субстанцию за основу и в своих разработках нашли ей интересное применение. «В ходе экспериментов мы установили, что, если к бензину добавить водород в количестве 4-5% от объема залитого топлива, то весь используемый бензин сгорает.

МЫ ЗАФИКСИРОВАЛИ, ЧТО ЕСЛИ ТОПЛИВО СГОРАЕТ ДО КОНЦА, ТО ОБЪЕМ ВРЕДНЫХ ПРОДУКТОВ ГОРЕНИЯ БЕНЗИНА– ОКСИДЫ УГЛЕРОДА, АЗОТА, РЕЗКО СОКРАЩАЕТСЯ.

Все данные у нас имеются, измерения производились с помощью специальных анализаторов газа»,– говорит Амирхан Темирбаев

Вернемся к школьным воспоминаниям. Чтобы использовать водород как топливный элемент, нужно держать его в жидком состоянии. А для этого нужно высокое давление и низкие температуры. И высокие финансовые затраты. Как и где создатели технологии предлагают простому человеку хранить водород?

«Нашу установку не нужно специально заправлять водородом. Вам достаточно залить в емкость воду. После чего она переходит в специальный сосуд, где происходит электролиз воды, благодаря которому выделяется водород в виде газа Брауна. Он моментально высасывается в двигатель с помощью специальной трубы– воздушного фильтра-коллектора. То есть, мы не накапливаем водород. А вырабатываем его и тут же отправляем в двигатель»,– говорит Амирхан Темирбаев.

По заверениям собеседника, взрыв водорода в условиях этой разработки невозможен. Потому что его количество в сумме очень далеко от критических показателей.  А потребляемое устройством электричество–12 вольт, 5-6 ампер, сравнимо с тем, что потребляет одна фара в режиме ближнего света.

– Возьмем бензин марки АИ-92. У нас в Казахстане он часто не очень качественный. Мотор работает на 80%. И со временем его мощность только падает. Водород дает возможность мотору освоить оставшиеся 20% и работать на полную мощность,– расписывает преимущества изобретения Амирхан.– Он действует как витамины. И экономит деньги водителя. Без применения нашей технологии водитель при каждой заправке платит за 100% бензина, но использует только 70-80%, сам того не подозревая.

Устройство можно заправлять водой двумя способами. На случай, если жидкость, залитая специально в емкость, закончится, устройство начнет использовать воду из стеклоомывателях. Мобильное приложение, связанное с устройством, в режиме онлайн отображает количество воды, находящейся в баке. Для установки устройства не нужно модифицировать сам двигатель.  И если вдруг закончится вода и устройство перестанет работать, двигатель не остановится. Просто перейдет в режим «без водорода».

По заверениям разработчиков водитель сразу почувствует разницу– выхлоп станет больше, двигатель как будто потеряет мощность. Жителям Астаны и северных регионов Казахстана не стоит беспокоиться по поводу обледенения устройства. Вода, залитая в бак, не будет замерзать на морозе, если в нее добавлять электролит гидрат калия(KOH).

Правда, Амирхан Темирбаев признался, что при низких температурах эффективность устройства ниже, чем при умеренных температурах, и сейчас работа над устранением этого недостатка продолжается.

Создатели устройства подготовили три варианта своего изобретения для легковых, грузовых машин и джипов. Чтобы оно могло использоваться на двигателях любых объемов.

На данный момент устройство является товаром штучным. Поэтому стоит недешево. До 100 000 тенге для легковых авто, до 150 000 тенге для джипов и более 200 000 тенге для грузовых машин. «В любом случае, наша установка дешевле газовых. И если она запустится в массовое производство, то станет гораздо дешевле и доступнее»,– подмечает изобретатель.

Понятно, что каждая новая разработка должна иметь свое отличие от миллиона подобных. Тем более, что в Латвии есть фирма, выпускающая автоводородные генераторы. Так чем же отличается устройство Амирхана от зарубежных аналогов?

«Наше новшество в том, что выработка водорода напрямую зависит от нажатия на педаль газа,– молвит изобретатель.– То есть, когда машина стоит, водород вырабатывается минимально. При начале движения устройство начинает производить его больше и больше из воды и отправлять в двигатель. Чем выше скорость, тем больше водорода производится из-за увеличения потребления бензина. В мире таких аналогов нет.

Потому что количество выделяемого водорода у других разработчиков не контролируется компьютером. У нас «умная» система, которая дозирует вырабатываемый водород в зависимости от потребности в нем. И да, не забывайте про мобильное приложение, связанное с устройством! Это тоже наше ноу-хоу».

Что же, пока благая идея совместить заботу об экологии с беспокойством об экономии средств автовладельцев и транспортных компаний реализуется успешно. Сами разработчики отмечают, что постоянно работают над усовершенствованием своего детища. Но на долго ли им хватит энтузиазма?

Финансовые вопросы для Амирхана Темирбаева пока еще значатся на повестке дня. Но, несмотря на предложения из зарубежа о приобретении патента на INNOTECH он ждет, когда в Казахстане заинтересуются его разработкой и наладят массовый выпуск автоводородных генераторов.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Альберт Ахметов Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться


  • Это изобретение давно существует и производится Европой. Даже больше скажу, установлен на моей машине. «Изобретение века»

  • Да, вы правы Олжас. Изобретение существует давно и я уже его поставил не только на свою машину, но и на машины друзей.