Окна моей спальни выходят на горы. Это правда прекрасно – проснуться и видеть их величие: иногда они окутаны дымкой, иногда облака стелятся так низко, будто от этой массы можно отщипнуть кусочек, а в день после дождя, когда воздух прозрачен и свеж, разглядеть каждую вершину не составляет труда.

А вот окна моей гостиной выходят на город. И я уже давно не вижу под серой прослойкой смога домов, что ниже на несколько кварталов. У меня под носом шумная Толе би, на которой утром и вечером в четыре ряда ютятся авто, где суетливые водители сигналят, матерятся, торопятся и тратят n-ую часть своей жизни на путь из пункта А в пункт Б. Мы сами и не заметили, как количество железных коней в нашем городе перевалило за полмиллиона, и это если не считать 200 тысяч машин, ежедневно посещающих южную столицу.

На тему экологии говорить вообще было не модно, пока не нашумело приложение AUA, совместная разработка общественного фонда CommonSense, Генерального консульства США и Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова. Вдруг на головы экспертов из социальных сетей обрушилась информация о том, что концентрация микрочастиц, способных проникать в легкие человека и накапливаться в них, превышает установленную для Казахстана норму. Должно быть 60, а у нас все 300, и мы забили тревогу.

Например, редакция odome.kz отправила запрос в РНПИЦ «Казэкология» с просьбой взять пробы атмосферного воздуха южной столицы. 12 различных районов города подверглись исследованию, и выяснилось, что одним из самых чистых является восточный берег Сайрана, где содержание вредных веществ ничтожно мало ввиду хорошей продуваемости. «Верх» Алматы, как и предполагалось, благоприятен для жизни и работы, а вот самым экологически опасным районом оказалось пересечение проспектов Сейфуллина и Райымбека, что никого и не удивило. Да и представитель «Казэкологии» всех уверяет, что не так уж и плохо мы живем с надеждой на перспективу очищения.

Как говорится, у страха глаза велики, и раз уж приложение временно не работает, ажиотаж стих, а дышать вдруг стало легче, то давайте поразмышляем. Что такое 60 мкг/м3? Это среднесуточный показатель, проще говоря, среднее арифметическое разовых показателей воздуха с разных точек города. Еще проще: страшные цифры 300 и 400 с центра города должны прибавляться к низким показателям с «зеленых» районов и делиться на количество замеров. В итоге мы получим примерно 60, может быть, и меньше. Ведь в отчетах Казгидромета содержание PM10 в воздухе Алматы даже не превышает предельно допустимую концентрацию.

1

Значит ли это, что причины для беспокойства отсутствуют? Нет, конечно. Существуют еще множество мелких частиц, вредных выбросов, которые влияют на состояние экологии куда больше, чем пыль. Обращаясь опять-таки к отчету Казгидромета: «Атмосферный воздух города в целом характеризуется очень высоким уровнем загрязнения. Он определялся по НП равным 97,0 % (очень высокий уровень), значение СИ = 9,3 (высокий уровень) по концентрации диоксида азота».

2,7 миллиарда тенге стоит воздух, которым мы сегодня дышим. Именно такая сумма была выплачена в качестве штрафов по возмещению ущерба, причинённого окружающей среде. 2111 штрафов оплачены за первые шесть месяцев 2015 года в Казахстане. 12 экопостов следят за токсичностью въезжающего в город транспорта. Автовладельцам, в первый раз попавшим за превышение норм токсичности, придётся заплатить штраф около 3500 тенге, задержанным во второй — уже 8655, а на третий раз водители рискуют лишиться прав на полгода.

Места дислокации экопостов: Трасса Алматы — Бишкек, 13-й километр, ул. Северное кольцо — автоцентр «Камаз», ул. Северное кольцо — пос. Карасу, ул. Жансугурова — Капшагайский мост, пр. Рыскулова — Кульджинский тракт, пос. Кок-Кайнар — ул. Абая, Автодорога между микрорайонами «Шанырак» и «Ожет», Талгарский тракт — мкр. «Думан», ул. Майлина — кольцо (озеро), Илийский тракт — 70-й разъезд, Восточная объездная дорога (от ул. Сахиева до ул. Николаева), ул. Северное кольцо (от ул. Бокейханова до ул. Бурундайская).

2

И разве можно сказать, что власти бездействуют? Вот же законы, вот штрафы, вот контроль. Может быть, этого просто недостаточно? Предлагаю посмотреть, что делают в других странах. Например, в Мадриде ограничивают парковку на улицах. К 2020 году власти Китая планируют полностью отказаться от использования угля и наложить запрет на его продажу и распространение в шести провинциях. Приоритет в Пекине будет отдан электричеству и натуральному газу. Весной 2015 года в Париже для стимулирования людей оставить свои машины был установлен бесплатный проезд в общественном транспорте и устроены бесплатные парковки возле домов. В Афинах автомобили с четными номерами могут въехать в центр по четным дням, а с нечетными номерами – по нечетным.

Не пора ли нам задуматься о том, что проще начать бороться с проблемой сегодня, чем пойти по стопам Пекина, где 7 декабря был объявлен «красный» уровень тревоги по загрязнению воздуха — впервые в истории мегаполиса. Это значит, что на улице нельзя выполнять физические упражнения, бегать, быстро ходить и вообще без надобности лучше не выходить.

4

Конечно, глупо сбрасывать ответственность за свое здоровье на представителей власти. Сейчас то самое время, когда нужно проявлять активную гражданскую позицию, ведь если просто отмалчиваться, делая равнодушный вид, то ни к чему хорошему это не приведет. Совсем недавно Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы совместно с республиканским общественным объединением PosadiDerevo.kz объявило о запуске проекта по мониторингу экологических нарушений в городе «Solveit».Приложение предусматривает фиксацию нарушений в области экологии, благоустройства и автотранспорта города, сообщает пресс-служба акимата. Любой свидетель нарушения может отправить фотографии, описание и местоположение, а оператор проконтролирует ситуацию, работая совместно с исполнительными органами. По-моему, отличный шаг на пути к очищению окружающей среды.

Мне очень хочется, чтобы об Алматы думали не только, как о финансовом центре, но и как о вечнозеленом городе, который так любят иностранцы, чтобы с Кок-Тобе, как и прежде, открывался прекрасный вид, и чтобы все спрашивали, как нам это удалось. В школе всегда говорили, что мы должны сохранить этот мир для наших детей. Кажется, сейчас самое время всерьез задуматься об этих словах, потому что мы живем в век потребления, когда сломанную вещь проще выбросить и заменить новой. Но что-то я пока не вижу магазина, в котором продают планеты под названием Земля.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Арина Рыжкова "Проблема в том, что вы думаете, будто у вас есть время" - Будда.


  • статейка или заказная или автор не понимает о чем речь и просто врет. вопрос смога начал меня и моих друзей заботить лет 5 назад. и мы ища информацию видели на сайте акимата карту обстановки, и она была честная видимо потому, что НИГДЕ в городе не было нормы район аль фараби 1,4 превышение ПДК, ниже 2 и выше, ниже ташкентской 3,2. ред про сайран вообще поразил, если вы едите по ул. Абая то двигаясь из центра, как раз таки заметите что плотность смога в этом районе увеличивается взуально, и в районе мате залки становится вообще непробиваемой даже при солнце, есть фотки. так вот ка ктлько у нас пустили метро в ход, сразу началось вранье про улучшающуюся эко обстановку, и карты удалили с сайта акимата, и все архивы куда то пропали, а были с 2004 года. так чтчо один датчик — и все дружно обосрались и он показывает еще не самую худшую обстановку. я живу в горах и друзья постоянно просят сфотографировать город. город не видно 95% времени ни днем ни ночью. прошлый год я вел статистку просто по визуальной оценке, типа видно коктюбе, видно есентай, ниче не видно 🙂 так вот условно когда не видно ничего за коктюбе например за зимние месяцы составило 28 дней из 30 в месяц в среднем. елси это считается нормой ПДК — верьте дальше, ваше право.

  • Кмент удалили ОЧЕНЬ СМЕШНО :-))))))))) статейка или заказная или автор не понимает о чем речь и просто врет. вопрос смога начал меня и моих друзей заботить лет 5 назад. и мы ища информацию видели на сайте акимата карту обстановки, и она была честная видимо потому, что НИГДЕ в городе не было нормы район аль фараби 1,4 превышение ПДК, ниже 2 и выше, ниже ташкентской 3,2. ред про сайран вообще поразил, если вы едите по ул. Абая то двигаясь из центра, как раз таки заметите что плотность смога в этом районе увеличивается взуально, и в районе мате залки становится вообще непробиваемой даже при солнце, есть фотки. так вот ка ктлько у нас пустили метро в ход, сразу началось вранье про улучшающуюся эко обстановку, и карты удалили с сайта акимата, и все архивы куда то пропали, а были с 2004 года. так чтчо один датчик — и все дружно обосрались и он показывает еще не самую худшую обстановку. я живу в горах и друзья постоянно просят сфотографировать город. город не видно 95% времени ни днем ни ночью. прошлый год я вел статистку просто по визуальной оценке, типа видно коктюбе, видно есентай, ниче не видно 🙂 так вот условно когда не видно ничего за коктюбе например за зимние месяцы составило 28 дней из 30 в месяц в среднем. елси это считается нормой ПДК — верьте дальше, ваше право.

  • ну все можете удалять каменты дальше скриншоты сделал :-))))))))))))
    дешевка

  • Мы — редакция амбициозных журналистов поколения Z, которое выросло в окружении новых гаджетов и девайсов. Нам нравится делать новости по другому формату. В istory.kz мы с большим удовольствием приглашаем вас в мир современных цифровых медийных технологий.

    © Copyright 2014 iStory.kz

    вы молодые модные журналисты с новым подходом удаляете каменты потому что вам заплатили и вы ссыте обсудить нормально 🙂 офигенно!
    дешевое гавно

  • а скриншоты куда выслать? вы не проходили где вас заказали как с негативными каментами работать? быдлячек детектед

    • Василий, доброго дня!

      Спасибо за Ваши комментарии — все они приняты и опубликованы.
      Обработка отправленных комментариев требует времени, потому они могут появиться с задержкой.

      С пожеланиями хорошего дня,

      С уважением/Iзгi ниетпен,
      iStory Multimedia,