С 17 ноября в Алматы, в Центральном Выставочном Зале по адресу ул. Желтоксан, 137, уг. ул. Жамбыла открыта выставка оригиналов рисунков бенгальского художника Шри Чинмоя из его уникальной коллекции «Птицы-души», в целом насчитывающей около 16 миллионов птиц — посланников Мира, Единства и Гармонии. Выставка завершается 1 декабря.

Представленные на этой выставке работы – выборка из серии рисунков птиц, начатой художником в августе 2005 года у себя дома в Нью-Йорке. Рисунки формата 22,9 30,5 см выполнены на специальной французской антикоррозийной бумаге для акварели Canson™ Montval холодного прессования путем нанесения акриловой краски пишущим инструментом с фетровым стержнем, напоминающим фломастер. Именно этот оригинальный инструмент позволяет художнику достичь особой легкости в изображении своего излюбленного образа – птиц. Работы из этой серии уже экспонировались в зале «Карусель» в Лувре, Париж, в июне 2006 года. В июле 2006 картины этой серии выставлялись в Японии – в знаменитом храме Дайбуцу, Камакура. Представленные на выставке рисунки – часть коллекции тех 150 работ, которые специально отобраны для экспонирования в странах СНГ и Балтии.

Шри Чинмой – выдающийся гуманист, плодотворный писатель, поэт, художник, композитор и спортсмен. Все творчество Шри Чинмоя пронизано его глубокой любовью и стремлением к мировому единству. Он выражает его не только в своих рисунках птиц и живописных работах из серии Джарна Кала (Фонтан искусства), но и воспевает их в поэзии, прозе и музыке.

Шри Чинмой родился в Бенгалии (Индия) в 1931 году. С 1964 по 2007 жил в Нью-Йорке, много путешествовал, выступал с концертами и лекциями по всему миру. Спонтанной живописью начал серъезно увлекаться в 1974 году, когда появились его первые работы  в оригинальном стиле, позднее названном им «Джарна-Кала» (бенг., «Фонтан-Искусство»).

9 дек. 1991 г. на Мальтийском побережье Шри Чинмой взял маленький блокнот и быстро набросал несколько линий шариковой ручкой. Это было что-то парящее. Он добавил клюв, глаз, едва наметил крылья, откинутые назад для полета, подогнутые лапки. И это нечто превратилось в птицу-душу.  Художник быстро перешел на следующий квадрат бумаги и поймал еще одну птицу-душу в полете. Погруженный в свое новое занятие, он едва замечал, как проходит время. Как это ни странно, не было испорченных рисунков; ничего, что свидетельствовало бы о желании что-то изменить, дать ментальную оценку. Он спонтанно выбрал себе нужный стиль – быстрый, пластичный – всего несколько закругляющихся линий.

Месяцами Шри Чинмой рисовал своих птиц, приумножая их число при любой возможности. Бывало, что он рисовал тела тысяч птиц в тишине раннего утра, а поздней ночью тщательно прорисовывал им глаза. Поражает работоспособность художника. Рисуя в среднем 44 тыс. птиц в день, Шри Чинмой стремится не утратить за этим количеством работ оригинальную и утонченную манеру изображения.  Своими эфемерными творениями Мастер стирает грань между изобразительным искусством, идеографией и каллиграфией.


Шри Чинмой продолжал развивать свой проект, и в 1995 году закончил 4 млн. птиц, а в 1996 году 5 млн. рисунков птиц! К 2007 году на свет появилось уже около 16 миллионов крылатых посланников! Этот проект поразил воображение многих людей. Премьер-министр Канады Жан Кретьен сказал: «Эти птицы-души, символы свободы, радости и любви будут вкладом в мир и гармонию».

А вот что писала газета «Артс Интернэйшнл» (США): «Каждый рисунок вы­полнен быстрыми движения­ми шариковой ручкой в мане­ре, доведенной до автоматиз­ма, что так напоминает мане­ру дзенских художников-мо­нахов. У каждой птицы свое положение, своя осанка или свой собственный символи­ческий жест, они парят на большой высоте, кружатся в пространстве, обнимают друг друга, наслаждаются покоем… Переживания зрителя глубоко индивидуальны и являются от­кровением. В присутствии этих тонких чистых форм и вдохно­венных трудов в тебе преоб­ладает положительная энергия и возвышенное сердце».

Шри Чинмой считает, что птица — идеальная форма выражения души. Образ птицы-души, безграничной, с распростертыми крыльями, обретающей свободу, близок и понятен людям всех религий и культур. Современная манера изображения и радость, исходящая от этих птиц нацелена прямо в сердце зрителя. За внешней простотой и чистотой линий скрывается символика внутреннего языка, а динамическое движение, которым они созданы, наполняет рисунки вибрирующей энергией, ощущением полета.

«Когда я рисую птицу, я думаю о душе — новом создании, новой надежде, новом обещании, новом покое, новом блаженстве и новом совершенстве на земле», -говорит Шри Чинмой. «Все мы принадлежим одной семье и обретаем огромную радость, когда делимся любовью и восторгом своего сердца с другими членами своей семьи. Именно это я и стараюсь сделать своими рисунками».

Представленная выставка – выборка из серии рисунков птиц, начатой художником в августе 2005 года у себя дома в Нью-Йорке. Рисунки формата 22,9 30,5 см выполнены на специальной французской антикоррозийной бумаге для акварели Canson™ Montval холодного прессования путем нанесения акриловой краски пишущим инструментом с фетровым стержнем, напоминающим фломастер. Именно этот оригинальный инструмент позволяет художнику достичь особой легкости в изображении своего излюбленного образа – птиц.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Адиль Арыстангалиев Добиваются успеха лишь те, кто всегда стремится помогать другим. Те, кто ищет лишь свою выгоду, обречены на поражение.