О таких как Женис казахи говорят «Сегіз қырлы, бір сырлы». Примерный перевод этой красивой лаконичной фразы, предложенный Канатом Тасибековым звучит «Талантом восьмигранен, в мнении постоянен».  Жениса я увидела впервые на фестивале #Abay170. Он выступил в номинации «Посвящение Абаю» со своей поэмой в исполнении робота. Робот NAO, которого студенты ласково нарекли NAObek, не только читает стихи Абая и Абаю, но и лихо танцует қара жорға, играет кюи. Готовые макеты роботов фирмы Aldebaran для обучения студентам предоставляют в Назарбаев Университете. Задача студентов – дать жизнь роботу, т.е. заставить робота выполнять разные функции через программирование. Цель непростая так, как, к примеру, рука робота, как и человека – сложный механизм, состоящий из множества моторчиков. Плечевой сустав человека так и не удалось еще воспроизвести для роботов.

Цель будущих роботехников — создать робота-помощника для социальных и медицинских служб. При этом, они верят в то, что робот не заменит людей, а лишь поможет улучшить работу. Помню, меня приятно удивило сочетание, казалось бы, сочетание несочетаемого в одном человеке: поэт – технарь. Я решила обязательно познакомиться с ним поближе, узнать, как Женис Отарбай пришел к роботехнике, его планах на будущее и мечтах…

Кто такой Женис? Опишите себя

Он (скромно улыбаясь): Женис – первокурсник, будущий робототехник, студент Школы (кафедры) наук и технологий Назарбаев университета. Родился 20 лет назад в сельском округе Ералиев, Жанааркинского района, Карагандинской области.  Обладатель знака «Алтын белгі» 2012г.

Расскажите о своей семье

Семья у нас большая, по городским меркам. Родители – педагоги. У меня двое братьев и две сестры. Я – пятый и младший ребенок, «кенжетай» (каз. «младший в семье»).

Каким ребенком рос Женис?

Любознательным. Я начал играть в шахматы с 4 лет. Примерно в этом же возрасте начал играть кюи (музыкальные композиции) на домбре. Моя семья выписывала газету «Егемен Қазақстан» и примерно в 3,5 годика я начал читать, учась постепенно у братьев и матери.  Разобравшись с азбукой, выучил таблицу умножения до школы. Я пошел в нулевой класс с 5 лет. Мама рассказывала, что учителя жаловались на меня чуть ли не каждый день. Если честно, мне было скучно учиться, я знал учебную программу на зубок и не знал, куда себя девать. Моя мама Қуаныш Жолдыбековна – учитель русского языка и очень близка к литературе. Отсюда, наверно, и мои увлечения поэзией.  Мой отец преподавал предмет технологии в школе и был силен в математике.  До сих пор помню тот день, когда решил все задачи третьего класса, учась во втором.

Когда начали увлекаться роботехникой? Кто вдохновил? 

Откуда, вообще, сельский ребенок узнал о робототехнике, хотите спросить? Впервые интерес к робототехнике появился, когда я увидел первые макеты робота моего старшего брата Сагата. Он своего первого робота сделал примерно в 1993г. Меня в это время еще не было даже в планах у родителей. Идея создания робота принадлежит моему отцу. Его вдохновили статьи из журнала «Юный техник», который издавался в советское время. К слову, Сагат тогда не смог привести в движение робота.

Получается, Ваш отец «заразил» любовью к роботехнике?

Не только «заразил», но и всячески создавал условия для саморазвития. Никогда не забуду, как мой отец специально для меня собирал микросхемы, а впоследствии, отвел целую комнату дома под лабораторию для меня. Если принципы работы транзисторов, диодов и резисторов преподают в университетах, то мне все эти знания стали доступны дома в школьном возрасте. Примерно в 6 лет я начал изучать строение микросхем. Через год начал учиться делать мелкий ремонт компьютера. Можно сказать дистанционно так, как постоянно консультировался с братом Сагатом по телефону. Папа постоянно говорил «Эх, было бы хорошо, если ты смог бы заставить ходить роботов Сагата…»

Как Вы поступили в Назарбаев Университет?

В Назарбаев Университет поступил не сразу, сперва пришлось отучиться в Карагандинском Государственном Техническом Университете. После долгой подготовки к ЕНТ и поступления в КарГТУ, от своего родственника я услышал о том, что при Назарбаев университете есть факультет робототехники и что здесь уровень обучения намного выше. Если бы не он, я бы, наверное, так и не узнал о такой возможности.

Что Вам дало обучение в Назарбаев Университете?

Я только перевелся в Назарбаев Университет с этого года и уже университет открыл для меня много возможностей. Например, по совету своего куратора — профессора Анары Сандыгуловой решил заниматься изучением дисциплины HRI (human–robot interaction – пер. коммуникации между роботом и человеком).  Наш декан Вассилос Туразис с первых дней мотивировал нас увлекательными рассказами на своих лекциях о робототехнике. Профессор Мартин Лукас постоянно оттачивает наши навыки программирования.

Что Вы делаете в свободное от учебы время?

В свободное от учебы времени занимаюсь программированием, создаю небольшие компьютерные игры, делаю ремонт компьютеров. Люблю играть в шаматы, тоғызқұмалақ (национальная настольная игра). Участвую в дебатах, хожу на занятия в дзюдо. Бренчу на гитаре, домбыре.

Какие планы на жизнь после получения диплома?

Хочу поступить в магистратуру Массачусетского технологического института и вносить свой вклад в развитие индустрии и технологии в стране. Хотелось бы увидеть Казахстан в одном ряду с такими странами как Япония и Франция, которые являются лидерами в робототехнике. В 25 лет планирую жениться (улыбаясь).

Кто вдохновляет Вас? Кто вдохновляет Вас из поэтов, писателей, успешных людей? Как и любой казах, я – поклонник творчества Абая, Мукагали Макатаева, писателей Габита Мүсірепова. Из зарубежных писателей мне нравится Артур Конан Дойл с его сагой о Шерлоке Холмсе и  Дейл Карнеги с его книгами о том, как развивать лидерство и искусство дружбы с людьми.  Не могу не восхищаться нашим Елбасы как политическим лидером. Все же благодаря его мудрой политике мы имеем возможность получать знания у зарубежных профессоров, находясь дома.

Вы сочиняете стихи? С какого возраста? Я начал писать с восьми лет. Мы до сих пор иногда с мамой дома устраиваем «айтыс» по вечерам. Участвовал в разных песенных конкурсах (мүшайра) и становился победителем и лауреатом творческих состязаний. Свое посвящение Абаю «Бар әлемге қазақ халқын таңытқан», которое прочитал робот на фестивале #Abay170 я написал в 11-ом классе.

И, наконец, последний вопрос, как прививать любовь к знаниям у детей?

Думаю, родителям дома нужно пробуждать у детей интерес к новому, неизведанному, постоянно мотивировать в не всегда легком процессе обучения. Многое зависит от окружения ребенка не только дома, но и вне дома: учителей в школе и ВУЗах. Если ребенку везет в этих двух моментах, то шансы на успех повышаются. Мой совет родителям – готовить детей к ЕНТ с первого класса, не за год, не за два года, а системно с первого класса, мотивируя постоянно. Как меня мотивировали? Мне говорили, что если я плохо буду учиться, то стану пастухом. Я не хотел пасти овец.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Мира Бейсенова Я люблю и, значит, я живу.


  • Мира, отлично вышло! А Женис огромный молодец. Успехов!