Явление вело-движения в Казахстане развито неравномерно. Есть регионы, в которых наблюдается достаточно динамичный рост, и, конечно же, есть те области нашей страны, которые отстают в работе над этим направлением.12165851_960089810711240_544167859_n

Крупные города на карте Казахстана, в которых сосредоточено преобладающее количество приверженцев велоспорта, активно развивают и оснащают город в этом направлении. Список этих городов невелик: Алматы, Астана, Шымкент. Как говорит Думан, в Шымкенте у велосообщества есть филиал, который курирует работу по всему южноказахстанскому региону. Что касается Севера, Запада и Востока страны, председатель велосообщества уверил нас в том, что в этих регионах ведется активная работа по развитию движения на двухколесных конях.

Статистика велопробегов в этом году в Алматы, такая же, как и в прошлом: 16 мероприятий.

«На самом деле неважно, сколько велопробегов в год проводится, важно то, сколько человек приходит на эти велопробеги. Для сравнения: когда мы только начинали велодеятельность, в 2011 году, на велопробеги собиралось порядка 100-500 человек. На сегодняшний день об этом мероприятии, действительно, можно сказать, что оно выросло масштабно. До 3 000 велосипедистов собираются у одной стартовой линии».

Как говорит Думан, традиционные однообразные велопробеги с одной улицы на другую могут наскучить населению. Именно поэтому он предлагает разбавлять их системно, организацией   тематических, ночных, соревновательных велопробегов, или же брать пример с Запада: устраивать велопарады. Объяснение такому подходу одно: нужно внести какую-то изюминку, чтобы народ заинтересовался, а потом и увлекся этим видом спорта.

12064081_960089807377907_1639785990_n

Алматы – это тот город, где климатические условия позволяют заниматься велоспортом круглый год.  С Наурыза до середины октября – в городе теплый сезон для катания на стальных конях, а потом уже начинается опасное время  минусовой погоды. Конечно, осенью и зимой людей, «седлающих» велосипед намного меньше, однако в южной столице понятия «сезон открыт» и «сезон закрыт» не существуют.

12166114_960089817377906_81782221_n

Думан Капасов отмечает, что по пропаганде круглогодичной езде на велосипеде проводится ряд международных акций. Одна из них — это «Зимой на велосипеде на работу», в которой приняло участие подавляющее большинство жителей нашего города, что позволило нам войти в ТОП-20 городов мира по количеству участников, поддержавших эту акцию.

12166916_960089790711242_604127621_n

70%-80% населения, которые приобретают сегодня велосипеды, это представители сильного пола. Что касается возрастной категории, то доминирующая составляющая приходится на молодежь.

«Есть любительская команда AlmatyBroTeam. Не скрою: в их число входят достаточно обеспеченные люди. Однако намного больше радует то, что, несмотря на достаток, комфортные условия и наличие представительских машин, среди них возрос интерес к здоровому образу жизни. Это отличный пример для общества: отказаться от автомобиля и пересесть на двухколесный вид транспорта».

Придет ли наше население к такой же схеме мышления, как в Европе: велосипед – это экологически чистый вид транспорта и нам он необходим в практическом применении, для того чтобы сохранить собственное здоровье, здоровье своей семьи, нации и природы своей Родины? Думан утверждает, что мы медленно, но верно идем к этому. Если опять-таки вернутся к сравнительной статистике 2011 и 2015 годов, то невооруженным взглядом и без великих математических расчетов можно разглядеть существенную разницу.

Даже активность в социальных сетях изменилась: если раньше все загружали посты с гулянками из кабаков и ресторанов и хвастались этим, то сейчас большинство спортивно ориентированных  людей призывают меньшинство примкнуть к их рядам и пересесть на велосипеды.

12165688_960089800711241_1634563485_n

История создания Велосообщества Казахстана Velostan.kz берет свое начало с 2011 года. Думан Капасов и его друг в тот день катались на велосипеде, молодые парни успевали параллельно вести бурные беседы на разные темы. Позже приятель Думана начал ему жаловаться на отсутствие людей, разделяющих его интересы, другими словами, в свободное время не с кем было «покрутить педали».

12092552_960089794044575_1987361365_n

А у друзей всегда находились причины, для того чтобы оставаться дома с семьей и не выходить из зоны комфорта. И тут парням пришла идея: «Почему бы не создать сообщество на базе социальных сетей? Здесь люди смогут объединяться в группы по интересам, проводить время с пользой и в свое удовольствие». На основе «велосипеда» люди знакомились, обменивались опытом, общались, а некоторые даже создавали семьи.

12166492_960089814044573_1699987243_n

Основная цель Велосообщества Казахстана Velostan.kz: пропаганда велоспорта без разделения людей по религиозным, национальным, гендерным, спортивным, физическим, возрастным и социальным признакам.

Как признался нам Думан, в силу его динамичного графика работы и специфики работы, сам он чаще передвигается на автомобиле. Однако соотношение этих двух видов транспорта молодой человек старается увеличивать в сторону велосипеда.

12166152_960089797377908_114880630_n

Думан Капасов, помимо общественной деятельности в велоспорте, также недавно вместе с единомышленниками организовал социальный проект «SaveAlmaty»  (сайт и офф-лайн движение). Думан выступил инициатором создания данного проекта. Здесь будут подниматься насущные проблемы города: парковки автомобилей и шлагбаумы в неположенных местах (что существенно влияет на передвижение людей в городе), состояние городских дорог, вырубка деревьев.

12166260_960089777377910_1628589196_n

Идея создания этого проекта к Думану и его соратникам пришла после того, как на Алматы обрушился сель.

«Мы видели, что между волонтерами и госорганами нет координации и связи. Каждый выполняет ровно отмеренный ему участок работы. В результате был хаос. К примеру, была информация, что нужна помощь. И люди рванули везти туда лопаты и продукты. А когда мы туда по факту приехали, то увидели, что лопаты в этой ситуации это как мертвому припарки. Там нужна была техника. Ведь продуктов, на каких-то участках было много. Думаю, лучше бы потраченные деньги собрали и закупили специальную технику. И тут нам пришла мысль, что нужен сайт, на котором люди смогут знакомиться, быть на связи и помогать друг другу в таких ситуациях. Благодаря сайту весь рабочий процесс в такие моменты станет организованным и последовательным».

Помимо активной общественной деятельности, основная профессиональная должность Думана Капасова – маркетолог в коммуникационной компании. Как утверждает Думан: «Для того чтобы продать какой-либо продукт (услугу, имя, бренд, проект), одного шага не будет достаточно. Должна быть выстроена целая последовательная стратегия реализации проекта, которая будет состоять из нескольких этапов. И это касается не только продукта, но и пропаганды внедрения велоспорта в народ и пропаганды объединения людей в моменты бедственных и стихийных катастроф».

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Дания Утеева Сегодня главное качество, которое стоит ценить у людей - это умение быть благодарным. Оно присуще не каждому.