“Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты”

И.Тургенев, Отцы и дети

 

Мне кажется, сейчас отношения между поколениями в нашем обществе накалились Социальные сети пестрят хедлайнами о молодых акимах и их командах, о птенцах программы “Болашак”, о первых выпускниках Назарбаевского университета и т.д.

10

За нами, молодыми, следят, ожидая, когда же мы совершим свою первую ошибку. А мы, молодежь, хотим все снести и все поменять. Иногда я задумываюсь, а что мы предлагаем взамен? Есть ли общее видение и идеи, которые движут нами? Я не нахожу ответов для себя на данный момент. Возможно, у вас будут ответы. Пока что, я вижу потерянное поколение, которое не уверено в завтрашнем дне. И эта битва поколений, конечно же, напрягает.

1120855-R3L8T8D-500-3440

Я думаю кризис образовательной системы, которая выпускает толпы никому не нужных специалистов, отчасти и виноват в создании этого потерянного поколения. Последние анализы рынка труда показывают, что в нынешних условиях кризиса будут востребованы менеджеры в области продаж и IT- специалисты, работающие с Big Data (обработкой большого объема информации). Теперь встает вопрос: спрос есть, а есть ли предложение?

В Новом Экономическом Университете имени Турара Рыскулова ведутся образовательные реформы, в основе которых стоит задача выпускать конкурентноспоспособных и самостоятельно мыслящих специалистов.

0_11c512_86008c37_XXXL

Соответствие содержания программ требованиям рынка труда легло на плечи ‘агентов перемен’ – директоров программ – по нашим терминам что-то вроде заведующей/го специальности (не кафедры). Директорам программ был дан carte blanche, ибо перемены нужны были здесь и сегодня. В этой истории, я хочу поделиться своим опытом работы в роли такого  «агента перемен» и с какими сложностями столкнулась я. И какой исход обрела эта битва поколений.

05ac874efb2d7457092d8290c97ade44

Я пришла директором программы на «Международные отношения». В начале, весь этот процесс работы директоров с преподавателями и заведующими кафедр напоминало мне холодную войну, где есть они со своими советскими устоями, и есть мы – с нашими западными идеями.

Мой юношеский максимализм говорил мне, что я смогу все и всех изменить. Идеи просто били фонтаном. Но я получила хорошую ‘пощечину’, когда впервые предстала перед преподавателями своей программы. Сидели заслуженные профессора и кандидаты наук, средний возраст которых 50 и старше. Миниатюрное телосложение и внешность первокурсницы не сыграли в пользу новоиспеченного директора.

rabota_7887-1024x810

И я решила взять четкостью и жесткостью своей речи. Помню фразу от одной женщины — профессора 70-ти лет (о ней позже):“Мы тут работаем дольше, чем вам лет. И вы хотите изменить все? Вы никогда не станете частью нас, мы тут как одна семья”. Им было все равно, что у меня западное образование, что я работала в международных организациях и что я тоже, как они люблю науку и исследования.

Для них я была молодой девчонкой, которую взяли ‘по связям’. Но это было не так. Хорошо, что моя история имеет хороший конец. Сегодня, когда я ухожу от них, мы прощаемся как семья и друзья, чуть ли не со слезами на глазах. И услышав, “Арайлым, другого такого директора у нас не будет”, я подумала, все было не зря.

Работа со старшим поколением отличается от работы с единомышленниками из одного поколения.  Поэтому, хочу поделиться некоторыми инструментами (coping mechanisms), которыми я пользовалась.

2014_trudoustroistvo17

-Если в молодые годы вам довелось занять руководящую должность (без связей, стартапы не в счет), значит, вам был дан кредит доверия со стороны высшего руководства. Это значит, вам нужно работать, работать и еще раз работать. Пока не принесете результаты. Это доверие и явилось моей движущей силой.

-В первую очередь, нужно выстраивать отношения с людьми, а не разрабатывать стратегии развития на бумаге и ‘спускать’ их вниз. В моей стратегии я видела своих преподавателей передовыми пользователями google apps и ‘шпрехающими’ по-английски. Я предложила провести несколько тренингов и курсы английского языка для своих сотрудников. Ответа не поступило. И тогда я начала приходить на кафедру, пить чай и слушать их жизненные истории. Обсуждать украшения и то, как мы сегодня выглядим. Обсуждать их семьи и детей. Лед тронулся.

-Позже, я обнаружила, что они просто не привыкли работать по почте. Нужно  говорить с ними тет-а-тет, так как почту они не проверяют.

-Будьте гибкими. Особенно в работе с людьми. Самолюбие – хрупкая вещь. Если по ней ударить, то все. Весь процесс остановится – нужно уметь подчеркивать важность каждого из сотрудников. Мне помогли вежливость и тактичность.

tipyi-sotrudnikov

-Управляйте своим временем сами. Не то рискуете провести весь свой рабочий день на заседаниях. К сожалению или к счастью, в нашей казахстанской системе любят заседания. А я не люблю заседания. Считаю это пустой тратой времени. По началу, я ходила на все заседания кафедры. Просто потому, что мне нужно было, чтобы люди привыкли к моему присутствию.

Хотя было очень сложно слышать и видеть недовольные взгляды в мою сторону. Бывали и саркастичные выражения в мой адрес. Ответ в виде иронии возвращала я. Как я это называла – “love and hate relationships”. Битва поколений в активной фазе. Мои коллеги-директора тоже любили заседания. Я наивно думала, что мы придем к одному видению в наших подходах в программах. Но разговоры были вокруг процессов, но не результатов. Тогда, я решила просто действовать в одиночку, согласно тому видению, которое у меня было изначально в голове. Поэтому, управляйте своим временем самостоятельно.

Чем ты сегодня занимался? – Я был на заседаниях!– звучит круто, не правда ли?

-Под лежачий камень вода не течет. Если у вас не получилось раз, пробуйте второй, третий раз. Возможно, ваши коллеги просто не понимают новых трендов и т.д. Объясните, разъясните. Мой стиль общения, с заимствованными западными терминами и спокойный сдержанный тон определенно не играли в мою пользу. Мои зубастые коллеги требовали разговора “по их понятиям”. Вот я и научилась общаться простым и разговорным стилем, где-то подшутить, где-то похвалить. И дело пошло.

Studentin arbeitet am Schreibtisch 11, phantasieren

-Если хотите изменить мир, а в данном случае образовательную программу и порядка 15 преподавателей, то нужно начинать с себя. Через вашу работу, через ваше поведение и поступки, вы можете повлиять на окружение. Сразу это не делается. Но постепенно вы будете видеть результат. Я долго не могла привыкнуть к барьеру между мной и моими преподавателями.

1427092250_234938616

То есть, мне всегда давали почетное место на собраниях, когда я с кем-то говорила, тот или иной человек вставал с места. Возникало ощущение пионерского или армейского подходов, которые я видела в советских фильмах. Я стала принципиально садиться рядом с преподавателями, но не на почетном “торе”. Я просто хотела профессионального общения.

Когда я критиковала работу каждого, никто не давал фидбэк. Все неукоснительно выполняли сказанное. Но я хотела, чтобы мне доказали обратное. Чтобы спорили. И чтобы мы пришли к истине вместе.Я задавала вопросы – «может, вы с чем-то не согласны и ваш метод лучше, чем тот, что я предложила?». И вот так начала рождаться практика ответа . Также, я принципиально не давала им своего отчества, чтобы они называли меня просто по имени. Но обратного я не смогла разрушить, мне пришлось выучить отчества всех. Ведь для них — это есть культура общения, сохранившиеся на протяжении многих лет.

Во всей этой истории – только усердная работа и мое отношение к работе нарушили все те барьеры, которые были между мной и командой. Конечно, это стоило больших эмоциональных и энергетических затрат. Даже, когда никто не шел навстречу, я продолжала работать.

А._М._Шаммазов_—_молодой_преподаватель_Уфимского_нефтяного_института

Работать так,  чтобы это привело нас к результату.  Я поняла, что, достигла успеха, когда ко мне подошла та же преподавательница и сказала “Я не хотела вас принимать, думала молодая, пришла тут нас учить. Теперь посмотрев вашу работу, я думаю, я ошибалась. Вы увидели те вещи, которые никто из нас на кафедре не увидел бы”.

А самое главное, я увидела блеск в глазах моих студентов. Пожалуй, это и есть маленький шаг к переменам.

Арайлым Аширбекова,

Сооснователь Ассоциации Молодых Исследователей по Центральной Азии

Международные отношения (СДУ, Бакалавр)

Международные отношения (КИМЭП, Магистр)

Гендер и международное развитие (Университет Уорвика, Великобритания, Магистр)

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Каким Данабаев Люблю мультимедийную журналистику. Пишу статьи используя цифровые разработки конвергентных смишников.


  • Статья, дающая надежду! А вот статья Старикова — наоборот…
    http://nstarikov.ru/blog/56242