Почти все гости и жители Южной Столицы побывали в нашей местной достопримечательности — метро! Это первая система метрополитена в Казахстане и вторая в Центральной Азии. Целых 9 станций, правда больше похожих на музей. Функциональность такого небольшого количества станций невелика, однако со временем все больше алматинцев предпочитают использовать подземку для перемещения по городу, особенно в часы пик. Сегодня мы не только совершим виртуальный тур по Алма-Атинскому метрополитену, но и перенесемся в Нью-Йорк — где функционирует крупнейшая в мире система электричек и подземок в мире! Однако, обо всем по порядку. По генеральному плану развития города, в нашем метрополитене планируется построить 24 станции.

История нашего метро уходит в далекий 1978 год, когда был утвержден тогдашний Генплан города. В плане была указана первая трасса метро. В последующие несколько лет советским правительством было сделано несколько телодвижений в сторону начала проектирования, однако реальное строительство началось только спустя 10 лет — в 1988 году, после подписания распоряжения Н. А. Назарбаевым. В период развала Советского Союза строительство было заморожено.

После долгих поисков финансирования, переговорами с зарубежными строительными и проектировочными компаниями, бюрократических прений и обсуждений сроков завершения на государственном уровне, первая очередь метрополитена была введена в эксплуатацию в конце 2011 года. Таким образом, в общей сложности, строительство первой очереди метрополитена заняло 23 года.

Дизайн интерьера метро в Алматы выполнен на высшем уровне — каждая из станций оформлена в соответствии со своим названием. Жибек Жолы отражает историю Шелкового Пути.

Особого внимания заслуживает станция Драмтеатра имени Ауэзова — по моему мнению, одна из самых красивых станций метро.

По бокам главного холла этой прекрасно выполненной станции расположилась лепнина, изображающая традиционные сцены из казахской кочевой жизни.

По размеру Алматинский метрополитен, со своими девятью станциями конечно не сопоставим с MTA (Metropolitan Transportation Authority) в Нью-Йорке — крупнейшей системой метрополитена в мире по количеству станций. Тогда как Алматинскому метрополитену в этом году исполняется четыре года, Нью-Йоркской системе метрополитена уже почти 150 лет.  Официальное количество станций — 468 (или 421, если каждый пересадочный узел считать за одну станцию).

Однако кое в чем Алматинский метрополитен все же может побороться с Нью-Йоркским. И это — качество внутреннего оформления. Ни для кого из алматинцев уже не сюрприз увидеть очередную «стайку» туристов, фотографирующихся на фоне изречений Абая или шикарного оформления станции Драмтеатра имени Ауэзова. Однако поверьте мне, я выглядел откровенно глупо, фотографируя все подряд в Нью-Йоркском метро. И вот почему:

О качестве внутренней отделки в Нью-Йоркском метро придется просто забыть, потому что ее просто напросто нет. Более того, подтекающие потолки и постоянная вонь становятся настолько привычным делом, что после пары дней на эти мелочи уже не обращаешь внимания.

Даже на таких приличных станциях как Пятая авеню, или Фулхэм Стрит никакой роскоши, только немного чище.

Однако, американская «чистота» не идет ни в какое сравнение с блеском станций Сайран и Москва — где, по ощущениям, все настолько стерильно, что впору проводить хирургические операции.

В Нью-Йоркском метро есть и своя живность — это огромные крысы, вальяжно расхаживающие по железнодорожным путям, даже не обращая внимания на людей на платформе. Скажу Вам больше — иногда наглые крысы даже умудряются пробираться в вагон и терроризировать пассажиров.

Также иногда в американском метро случаются подобные казусы:

Причем на видео видно, что вода льется на полный людей поезд, а на платформе люди ожидают пока им откроют двери. В общем, нью-йоркцев ничем не удивишь. Впрочем их можно было бы удивить станцией Байконур — дизайн которой был создан в стиле борта космического корабля.

В Нью-Йоркском метрополитене, также как и в нашем напрочь отсутствуют общественные туалеты, что существенно осложняет жизнь всем туристам. Однако есть News stand  — это газетный ларек по нашему, продает мелочи от А до Я.

Нью-Йорк — это город, который не спит, в буквальном смысле. Метро работает круглые сутки, все 365 дней в году. Не очень красивое и приятное в использовании, но удобное в плане транспортировки — как туристу, абсолютно ничего не знающему про город, мне удалось разобраться в работе метро за пару дней. Более того, я ни разу не воспользовался услугами такси или автобусов — опять же благодаря налаженной работе метрополитена.

Становится интересно, а что же все таки лучше для жителей и гостей мегаполиса — бесперебойная функциональность неприглядного Нью-Йоркского метро или помпезная роскошь маленького Алма-Атинского долгостроя? Оставим этот вопрос открытым…

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Адиль Арыстангалиев Добиваются успеха лишь те, кто всегда стремится помогать другим. Те, кто ищет лишь свою выгоду, обречены на поражение.