Новизна влечет. Всегда очень волнительно и интересно заняться чем-то совершенно новым, неизведанным, тем более, когда ты молод, полон энтузиазма, энергии и желания достичь новых высот в жизни зашкаливает. Однако, не всегда нашим стремлениям суждено сбыть и часто мы, спотыкаясь падаем. И когда ты почти уже сдался, всегда найдется тот, кто сможет поддержать тебя. Как день сменяется ночью, в бизнесе всегда будут взлеты и падения. Сегодня я хочу рассказать вам о своем первом опыте в бизнесе, который стал для меня суровой школой действительности.

Наша история начиналась ранним серым декабрьским воскресным утром, когда я как обычно ехал по одной из областных трасс на стройку. Мой партнер в это время уже стоял на объекте, дожидаясь меня. Несколько месяцев назад совместными усилиями мы вложили наши деньги в реконструкцию придорожной автомойки. Место было неплохое, прямо перед въездом в Алматы. Нашими соседями оказались игровой зал, которым владели турки, а также небольшой мотель. После привычного обмена приветствиями мы с другом заговорили о деле. Решение взять в аренду близлежащую мойку, по каким-то причинам заброшенную в течение нескольких месяцев было совместным. Местный бомж, который, кстати, и жил внутри этой мойки рассказал, что это место заброшено лишь по причине непутевости бывшего арендатора, “ушедшего в стакан”.

К слову, стоит сразу оговорить, что это дело было зимой. Наш информатор промерз насмерть. Бедолага спал и жил на мойке, где его соседями были мыши и лютый алматинский мороз. Тогда мы как раз искали проект, куда можно было бы инвестировать имеющиеся средства. Убедив себя в том, что не бывает недостатка в деньгах, а бывает лишь недостаток в идеях, мы переглянулись с Сериком. Вот оно решение, простое, удобное и готовое. Нужно взять в аренду эту заброшенную мойку, привести ее в нормальный вид, запустить процесс и дело в шляпе! Помимо коммерческих целей, нам просто по-человечески было жалко бродягу. Он рьяно убеждал забрать место себе, оно и понятно близились январские холода, а бомжу маячила перспектива совсем околеть на морозе. Все это, конечно, вызывало жалость и желание помочь человеку. Человеку нужен человек! Поначалу перспективы выглядели радужно и приветливо. Легкие деньги (обещавшиеся в огромном количестве уже в первую неделю работы) должны были помочь нашему основному проекту и быть надежным подспорьем для меня и моего партнера. Звучали даже мысли о продолжении “моечного” дела, с расширением сети в город и т.д. Деньги были, но были “впритык” и мы приняли решение инвестировать в мойку.

Открывшись, мы начали вкладывать средства и усилия в мойку, скорее похожую на одно из зданий из фильма “Послезавтра”. На улице было уже достаточно морозно, что значило необходимость обогрева помещения. Так как простой “тэн” помогал как мертвому припарка, мы купили большую тепловую пушку.


Кроме этого, мы брали огромное множество мелочей, необходимых для обычной мойки, с полной уверенностью в завтрашнем дне. Завтра наступало, а денег не было. На самом деле, мне приходилось тратить всю свою зарплату, в особо трудные моменты приходилось брать взаймы у знакомых, только бы поддерживать работу мойку. Не забывайте, это была зима, а значит нужно постоянно закупать дизельного топлива для обогревочной пушки, кровные нужно были еще на бензин, чтобы самим доехать до неблизкого места прибавьте к этому сумму за аренду помещения и в самые худшие дни – чеки на еду нашему “бомжу” (он оказался узбеком, который раньше работал на мойках). Мы возили туда одежду, матрасы, все, что могло в принципе помочь. В ценовой политике мы давали самые низкие цены для машин «помыться», провели бесплатный день, распечатали баннеры.

Нас утешало лишь то, что обычно, январь это “мертвый” сезон, когда никто не хочет мыть машины, по причине слякоти на дорогах. Я продолжал ходить на работу, которая нас “кормила”, а мой партнер днями просиживал на мойке, контролируя бизнес процессы, а именно “Остапа”, так и норовившего пропить заработанную мелочь. В те дни, когда удача улыбалась нам, и машин становилось больше, по иронии судьбы что-то ломалось – либо водный насос, либо машина для мытья, либо мойщики просто не приходили на работу…

Мы старались поддерживать нашего друга во всем. Когда он попросил денег авансом, чтобы выслать маме домой, мы с радостью согласились, ведь на носу были праздники, а его братишка очень хотел подарок. Сумма была приличной, и нам был обещан полный возврат, откладывавшийся на дни, а затем на недели, пока в назначенный час, мы не приехали на пустую мойку. После непродолжительных поисков, нам удалось найти нашего “приятеля” в смерть пьяного в близлежащем злачном местечке. Хозяйка, улыбаясь, помогла нам поднять его из-за богатого дастархана, и приветливо проводила до двери. Еще бы, пьяный Остап оставил в таверне около много тысяч тенге, предназначавшихся для мамы и братишки…

Такая история продолжалась вплоть до самой весны, когда случилось непредвиденное. На улице теплело, наступал весенний “сезон ковров”, а я как в болоте все глубже и глубже погрязал в долгах. Приехав однажды на мойку, мы никого там не обнаружили. Двери были закрыты, а ключ был на заправке. Открыв мойку, мы обнаружили, что там не было тепловой пушки, инструментов и еще многих вещей, купленных нами на заработанные честным трудом деньги. Но самое главное – не было нашего великого комбинатора, ушедшего в закат как в классических американских фильмах и по английский не попрощавшись. Вскоре после этого мы отказались от идеи вести эту мойку дальше. Рассчитавшись с арендатором, нам пришлось сдать ключи…

Эта история несет следующую мораль — к сожалению, даже поддержав нуждающегося человека, поверив и вложив в него, по-человечески поддержав, нельзя ожидать, что тебе вернется все в том же размере. Несомненно любить людей нужно, но доверившись человеку, вы можете быть подставлены, использованы в чужих интересах и когда в вас не будет нужды, от вас откажутся. У доброты слишком короткая память…

Все это полностью подтверждает фундаментальный принцип, необходимый для существования в современном мире: развивать нужно в первую очередь себя, работать на себя и минимизировать риски быть “кинутыми” полностью доверившись людям. Любым людям. Я желаю мира, счастья и добра всем своим друзьям и недругам, приятелям и неприятелям, родным и близким, и я благодарен за бесценный опыт, подаренный мне судьбой…


Комментарий от эксперта Диаса Нургожина, Генерального директора/Основателя Первой школы предпринимателей

 

Какие типичные ошибки при запуске и  функционировании стартап проектов вы наблюдаете? Как их можно решить эффективно? 

Смотрите, ошибок множество. Все зависит от бизнеса, основателей, ресурсов и тд. Но можно выделить важную вещь, о которой многие забывают — это маркетинг! Многие предприниматели просто игнорируют маркетинг и думают, что это «что-то вроде рекламы, или продвижения». На  самом деле маркетинг должен  начинаться задолго до открытия компании — это маркетинговые исследования рынка, изучение конкурентов, просчет объема рынка и его ёмкости, анкетирование целевой аудитории, четко прописанное позиционирование компании. Многие просто работают без конкурентных преимуществ! Также не задумываются о стратегии развития бизнеса, то есть куда мы движемся, что будет через год, два. Конечно, нельзя просчитать и продумать точно, что будет через данный период времени, но сформировать видение и сделать прогноз — это обязательно. Касательно ресурсов, иногда у стартап проектов, не 100, 500, 1000 $ — а скажем 50 000 $. И тут начинается пустая трата денег на большой офис, секретаря, кожаные кресла, кофемашину, кучу непонятных сотрудников, дорогую мебель — понты и еще раз понты! А бизнес как был не прибыльный и даже не движется в сторону окупаемости, так и стоит на одном месте. Ваш бизнес обязательно должен решать проблемы, иначе это бизнес ради бизнеса, а должно быть: Бизнес ради решения проблем, или предоставления возможностей для людей (или компаний).


Многим фаундерам при работе в стартапе приходится учиться на  практике как функционирует бухгалтерия, как оформляются договора, считаются налоги и.т.д. Помимо всего прочего, им нужно думать стратегически о развитии своих проектов. Какие бы вы дали советы предпринимателям, чтобы в кратчайшие сроки решить эти задачи. Возможно, посоветуете какие-то образовательные программы?

Учиться предпринимателю  бухгалтерскому учету я бы не советовал, так как это долго и данную область в бизнесе можно просто делегировать. Сейчас мы всем рекомендуем не брать штатного бухгалтера, а отдавать это все на аутсорсинг компаниям. Данные агентства  Вам сами все посчитают, покажут, что из чего вышло, и голова не будет болеть. Насчет договоров, в свободном доступе  в интернете есть куча шаблонов. Также  если Вы работаете в B2B секторе, то вторая сторона иногда предоставляет свои договора. Или можно запросить у той же бухгалтерской компании т.к. Вы их клиент, они Вам предоставят все шаблоны договоров бесплатно!

Какие государственные программы по поддержке молодого бизнеса вы бы рекомендовали стартаперам?

Я бы посоветовал программы фонда Даму и Национальной Палаты Предпринимателей. Сейчас открылся центр поддержки бизнесменов при Нацпалате предпринимателей, где  можно абсолютно бесплатно получить  консультации и некоторые услуги, например, написание бизнес-плана. Также есть программы от АО «Национальное Агентство по Технологическому Развитию» по получению больших грантов для инновационных проектов. В Казахстане есть такая проблема: многие предприниматели из МСБ (малый и средний бизнес) не знают, как и где получить инвестиции, а инвесторы не могут найти хорошие проекты. Для этого мы сейчас создаем инвестиционную площадку, которая будет помогать инвесторам и предпринимателям решить их задачи. Наша задача будет в том, чтобы максимально привлечь частных инвесторов и инвестиционные, венчурные фонды (не только казахстанские) и отобрать хорошие проекты (как действующие, так и стартапы). Например, недавно мы встречались с венчурным фондом  www.ventureclub.ru. У них в базе 200 инвесторов и они готовы рассматривать наши проекты.

В каких направлениях деятельности (ИТ, Услуги, Коммуникации и.т.д.) кажутся вам наиболее привлекательными?

Я скажу так, любая деятельность привлекательна, если в ней присутствуют маркетинг и инновации. Иначе это будет типичный  бизнес без каких-либо конкурентных  преимуществ и перспективы роста. Могу добавить, что многие проблемы в бизнесе начинаются не из-за неправильно выстроенных  бизнес-процессов, или не просчитанной финансовой модели компании, а все дело в голове самого бизнесмена. Это его неуверенность, сомнение в продукте, сомнение в команде, страх перед масштабом, страх перед ответственностью и многое другое, что очень мешает развитию бизнеса. Также хочу добавить, что сейчас предприниматели Казахстана стали более активными и большая их часть это до 30 лет. Я говорю про МСБ. Нам каждую неделю оставляют заявки, или звонят предприниматели из других городов и хотят пройти обучение. Мы сейчас разрабатываем первое  дистанционное обучение для предпринимателей малого бизнеса. Я считаю, что это будет прорывной проект, который поможет нашим предпринимателям выйти на новый уровень и правильно вести свой бизнес.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Каким Данабаев Люблю мультимедийную журналистику. Пишу статьи используя цифровые разработки конвергентных смишников.


  • Спасибо большое istory.kz!