Казахские народные танцы никогда не имели четких хореографических правил и канонизированного образа. Чаще всего они исполнялись в форме вольной импровизации, позволявшей посредством определенных стилистических манер выплеснуть эмоциональный, жизнерадостный темперамент.

2009г. На уроке историко-бытового танца. 2 курс.(1)

Мы побеседовали с Анварой Садыковой, которой удалось органично совместить классическую, современную хореографию и национальный казахский танец. Получилось невероятно самобытное и уникальное направление «Неоказахская хореография». Мне удалось узнать, что же такое неоказахская хореография и с чем ее едят.

DSC_6401 DSC_6442

Постановочная деятельность Анвары Садыковой началась в 2009 году. Когда она сделала свой первый номер «Звуки степи». Тогда они с ученицами прямо на уроке сочинили один концертный номер, на следующий год другой, а затем Анвара стала вывозить своих студенток со своими концертными номерами на международные конкурсы и они стали выигрывать.

Нужно внести некоторую точность. Дело в том, что я первая ввожу этот термин. Но говорить о том, что я основоположница данного направления нельзя. Почему? Потому что все, кто стоял у истоков становления и дальнейшего развития профессионального казахского танца, внес в это свой огромный вклад. Великая Шара Жиенкулова, Аубакир Исмаилов, прекрасная танцовщица Нурсулу Тапалова, выдающиеся балетмейстеры, классики казахской хореографии – Даурен Абиров, Заурбек Райбаев, Булат Аюханов, Минтай Тлеубаев, Жанат Байдаралин; позже Гайникамал Бейсенова, Айгуль Тати, Гульнара Адамова, Гульнара и Гульмира Габассовы и др. исполнители и балетмейстеры очень высокого профессионального уровня, создавали свою пластику и свое виденье развития казахской хореографии. То есть мы продолжаем их путь, если не было бы их, не было и нас. О себе, конечно, говорить сложно. Я слышу, по отзывам, что у меня есть свой определенный стиль и манера. И вот стиль, в котором я работаю, необходимо было определить, так как я понимаю, что мои постановки просто не похожи на работы предыдущих балетмейстеров. Мне нужно было понять самой, в каком направлении я иду, что делаю и как я это определяю. Обсуждая, анализируя, беседуя с коллегами и друзьями, мы пришли к такому мнению, что направление, в котором я работаю, можно определить как «Неоказахская хореография». Что это такое?

Если конкретно брать краткую аннотацию, то данное направление опирается на опыт классического, народно-сценического танцев, современной хореографии и глубокие традиции танцевальной культуры казахского народа. Казахский танец очень богат пластикой тела, но особенно рук, что я непременно использую в своей хореографии. Номера появляются, опираясь на традиции, которые существуют в нашем народе. Если говорить о концертном номере «Дала әуені» («Звуки степи»), поставленный на музыку Б. Оралулы, то я хотела передать через пластику тела и рук все богатство степной природы, ее красоты, аромат степной полыни. Когда девочки двигаются из стороны в сторону, от них должен исходить некий аромат, благоухание этой травы.

Свой творческий путь наша героиня начала еще в детстве, когда мама водила маленькую Анвару во все кружки города Балхаш, откуда собственно она и родом. Однажды, к ним в город приехал Махмуд Эсамбаев, выдающийся танцор, который мог талантливо исполнять любые танцы народов мира.

— Оказывается, когда он выступил, мама мне дала цветы. Я побежала их вручать ему, а он меня поднял и поцеловал в лоб. Я надеюсь, что это был некий знак и благословение с небес, что мне необходимо было заниматься хореографией. Кто-то на это не обратит внимания, посчитает сказкой, а я считаю, что здесь есть какой-то смысл, своя идея – вспоминает Анвара Сыдыкова.

IMG_1723

После она попадает в ансамбль «Ветерок», которым руководили Струсинские Людмила Леонидовна и Иван Михайлович. Именно они отправили девочку из Балхаша учиться в Алматы, в профессиональное хореографическое училище. После его окончания с отличием в 2000 году, Анвара работала в Театре имени Абая, затем была травма из-за которой она не смогла больше выступать в качестве балерины, но зато волею судьбы получила возможность преподавать в хореографическом училище им. Селезнева. Именно в тот период Анвара стала вести предметы, которые привели к том, что начал зарождаться историко-бытовой танец, который, потом превратился в классический, затем трансформировался в казахский танец.

— Никогда не думала о том, что буду вести казахский танец. Даже мысли такой не было. Честно сказать, я вообще не думала, что буду преподавать. Затем я поступила в магистратуру, где моим научным руководителем стала кандидат искусствоведения, профессор Жуйкова Людмила Антоновна. Я не случайно говорю об этом. Если бы я не училась в магистратуре, а далее в аспирантуре, если бы я не занималась наукой, то никогда не начала бы ставить. Удивительный момент. Ты занимаешься наукой, а потом начинаешь делать постановки. Потому что те знания, которые открыла для меня Людмила Антоновна стали вдохновлять меня на то, чтобы я больше и глубже стала познавать свои традиции, историю своей земли. Это дало мне возможность ставить концертные номера в стиле неоказахской хореографии. Также общение с такими балетмейстерами как Заурбек Райбаев, Булат Аюханов, они же мэтры казахского балета, вдохновило меня на то, чтобы создать свой «продукт» — смеется Анвара.

Как признается наша героиня, ее на создание номеров вдохновляет, прежде всего, музыка. Казахская музыка необыкновенно богата – говорит она- Богата выдающимися композиторами и их произведениями. Отслеживая свой путь, я пришла к выводу, что ставлю свои номера на музыку современных композиторов. У меня, к сожалению, нет постановок на произведения Сугура, Курмангазы, Коркыта и др. Мои номера поставлены на музыкальные произведения композиторов ХХ и ХХI века, таких как С. Турысбеков, Б. Оралулы, Е. Хусаинов, Г. Секеев и др. Считаю необыкновенным счастьем для себя то, что я познакомилась с фольклорно-этнографическим ансамблем «Туран». Очень талантливые молодые люди, умеющие преподносить фольклорный материал в новой трактовке, в новом звучании, но без использования современных инструментов, только на основе этнографических музыкальных инструментов, таких как жетиген, домбра, сыбызгы, шанкобыз и т.д. Я рада нашей творческой и человеческой дружбе. А началось все с того, что я попросила у них разрешения поставить хореографический номер на произведение Актоты Райымкуловой «Толғау» — «Размышление». Венчают музыкальное произведение слова назидания великого Абая, когда «после зимы обязательно приходит весна». К концу номера на слова Абая девочки идут по кругу с опущенной головой, размышляя о смысле жизни, а затем они идут по диагонали вперед с поднятой головой, отражая то, что впереди нас ждет светлое будущее и есть надежда. Мне повезло, что я создаю номера не только с композиторами и исполнителями-музыкантами, но и с дизайнерами по костюмам. Это замечательные и талантливые дизайнеры Асель Лукпанова, Наталья Протасова. Я им очень благодарна, потому что они завершают мою идею через сценический костюм. Танец — это визуальное искусство.

Мы должны, прежде всего, преподносить зрителю визуальную красоту пластики тела в дополнении красивого грамотного костюма. Ведь казахский сценический костюм тоже изменился. Меняется он потому, что требования к пластике другие, нежели это было раньше. Мы растем на фольклоре, на тех традициях, которые передаются здесь из рук в руки, из поколения в поколение. Я очень благодарна всем предшественникам, которые меня обучали. Ведь мы растем на их постановках, балетах, концертных номерах. А неоказахская хореография – это мое личное понимание и мое виденье развития казахской хореографии. Я делюсь своим личным ощущением того, как я чувствую пластику казахского танца. Это не говорит и о том, что казахская хореография должна и может развиваться только так и никак больше. Она может иметь и другие формы. Надо искать и экспериментировать!

Значительный этап в жизни Анвары стал момент, когда Булат Аюханов попросил поставить один из ее номеров на его труппу Государственного академического театра РК. Тогда Анвара была буквально ошарашена данным предложением.

— Как я у Булата Аюханова буду что-то ставить?! Для меня это было чудом! Такой шанс появился в жизни. Сегодня я осуществила у него четыре постановки. За что я ему очень благодарна – признается она.

— Горжусь победами моих учениц на Международных хореографических конкурсах и фестивалях. Они представляли мои номера в Германии, Латвии, Австрии, Японии, во Франции. В ноябре прошлого года мой номер «Ер Туран» пригласили в Турцию. Я думаю, что это показатель признания того направления, в котором я двигаюсь. В дальнейшем есть планы, о которых я сейчас не буду говорить, потому что считаю, что план сначала должен реализоваться, а потом, я думаю, мы его обсудим – заключает Анвара Садыкова.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Оля Тонконог Человек, который постоянно ищет вдохновения


  • Я счастлив, что на моих глазах творится история новой идентификации традиционно-культурного исторического наследия эпохи возрождения моего народа! Я счастлив! Когда на сцене нашего государства, среди множества псевдокультурного и низкосортного контента прорастают первые по настоящему Величайшие творения искусства! И благодарен судьбе за то, что я это могу наблюдать! настоящее и священное, что произрастает из самых глубин человеческой души! Спасибо огромное! Людям, которые находят силы и верят в свои мечты, реализовывая то, что по настоящему исходит из их сердец и души! Выполняя свое Величайшее предназначение Анвара Садыкова по настоящему несёт свет и пример для целого народа, который только только начинает свой нелёгкий путь, путь в поиске себя и своей индетификации как части мирового сообщества. Только такие личности, по настоящему творят и возрождаются мир! Мир в котором всегда найдётся место для настоящего и Величайшего искусства! Огромное спасибо автору! За свет, который вдохновляет и пробуждает! Спасибо!!!

  • Anvara is really good teacher and just awesome human with good ideas and minds! I am so happy to read it, congratulations Anvara! You are the best!