Вы когда-нибудь слышали о Нео-Этно-Фолк группе ARKAIYM? И что солистка группы – единственная девушка в Казахстане, прекрасно овладевшая искусством горлового пения? Если нет, то устраиваетесь поудобнее и приготовьтесь к новым открытиям, ведь сегодня речь пойдет о двух музыкантах, сумевших создать что-то новое, незаурядное. В своем творчестве они воссоздают древнюю историю тюрков. Однако, обо всем по порядку…

dOqgLTL-xWk

У музея казахских народных музыкальных инструментов меня встретила улыбчивая Анар, участница дуэта ARKAIYM. Зайдя внутрь, мы направились прямо в концертный зал. Приглушенный свет, и кто-то, играющий на фортепиано. Это Абзал, участник и продюсер группы.  Я сразу увидела в них очень открытых, простых и располагающих к себе молодых людей.

Год назад, 8 апреля, Абзал Арыкбаев и Анар Касымова создали дуэт ARKAIYM. Сделав это, они укрепили новое течение в музыке — «Neo-Ethno-Folk». К этому шагу они шли очень давно, и как сейчас можно убедиться, не зря. В своем дуэте они смогли реализовать различные идеи, которые не могли осуществиться в других проектах. Слабость к джазу, року, горловому пению и фольклорно-музыкальным инструментам переросла в новое музыкальное течение. Ими двигало желание популяризировать этно-традиционную музыку, но при этом, выйти за рамки, попробовать использовать различные стили и не зацикливаться на определенной традиционной музыке. Они решили играть масштабнее и не прогадали!

Это новое течение дало возможность сохранить культурное наследие древних кочевников посредством слияния музыкальных стилей и направлений с использованием фольклорных музыкальных инструментов и таким образом, подарить народу Казахстана его культурное наследие, облеченное в современную форму — «Neo-Ethno-Folk».

О произведениях

«Neo-Ethno-Folk» —  это уникальное направление в музыке, которое воплощает в себе синтез разных музыкальных стилей.
Сам термин «Neo» подразумевает нечто совершенно новое, современное, которое позволяющее использовать огромное количество архаических, фольклорных музыкальных инструментов вкупе с современным звучанием музыкального сопровождения в композиции, а также дает возможность использовать музыку различных этносов, что позволяет охватывать огромные территории для распространения и популяризации этого жанра.
В этом музыкальном направлении частично охватываются такие стили и течения как: Dream-Pop (дрим-поп), Easy Listening (легкая музыка), Electro (электро), Folk (народная музыка), Hard Rock (тяжелый рок), Jazz (джаз), Rock (Рок), New Age (нью-эйдж), Techno (техно), House (хаус).

Оригинальность дуэта становится очевидна с первых звуков исполнения композиций: формы их произведений приближены к образцам старинных инструментальных и вокально-эпических сочинений. Исполнение музыкальных произведений дуэтом необычно и завораживающе, потому что музыканты используют не только широко распространенные народные музыкальные инструменты, но и те инструменты, которые очень редко звучат на сценах всего мира.

Этот дуэт является единственным в своем роде. На сегодняшний день ARKAYIM не имеет аналогов во всем мире. Всё чем занимаются эти ребята, они посвящают и делают это для популяризации этно-традиционной музыки в целом. Всё, начиная от произведений, названия дуэта, тесно переплетено с кочевой историей. Костюмы с элементами рунического письма, музыкальные инструменты, являющиеся  древними и несущие огромную историческую ценность.

Из истории Аркаи́м — это древнее городище, открытое археологами в 1987 году в степях на юге Челябинской области. Укрепленное поселение бронзового века. Археологический памятник датируют рубежом третьего-второго тысячелетия до нашей эры относящееся к «Стране городов». Находится на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка. Городище имеет кольцевую форму. Диаметр – 145 метров. На месте стен поселения остались лишь небольшие валы. Они представляют собой два круга – внешний и внутренний. Это одно из самых культовых мест на Урале, окруженное многочисленными легендами и ореолом таинственности. Сюда стремятся не только туристы, но и экстрасенсы, эзотерики, оккультисты и прочие.

1409220418_arkaim_low

По утверждениям археологов на территории городища было несколько десятков жилищ. Однажды по неизвестной причине местные жители отчего-то оставили свои дома, сожгли городище и навсегда покинули Южный Урал. Здесь не было найдено ничего интересного и ценного, помимо глиняных черепков, орудий труда и углей. Тем не менее, ученые вполне серьезно рассуждают о зарождении именно здесь арийской расы, о находившейся здесь древней обсерватории, об изобретении здесь же двухколесной телеги и создании металлургической печи.

CrUhuajyP4E

Интересная и мифическая история возникновения этого древнего города, его шарообразная архитектурная структура, послужила основой для создания логотипа, а значение слова «Аркаим» легло в основу философии группы.

HX8c5RPU8ck

Абзал: «За основу взято тюркское слово «Арка» которое означает хребет, спину, основу и здесь у нас конечно же зародилась своя философия т.е есть у нас можно сказать хребет,  который гнется, но не ломается. Вся наша музыка, наша тюркская музыка, наша история, культура казахов будет, конечно же, меняться, будет видоизменяться, может быть где то забываться, но она всегда будет настоящей, это вечное. Как бы не старалось время и другие силы, вся история все равно будет возрождаться, все забытые белые пятна обязательно найдут свое значение. Мы не берем нынешнее время казахов, мы не берем саков, гуннов, тюркский каганат, мы берем намного глубже, намного раннее, это до прото скифский период.»

Всю нашу беседу меня беспокоил один вопрос. Я была очень наслышана о них, как о людях владеющих более 30 видами инструментов, на мой вопрос, как же им это удалось Анара поведала: «На самом деле, когда мы обучались в учебных заведениях, у нас была одна главенствующая специальность, а также различные факультативы. Я вот, по себе скажу, интересовалась в частности фольклорными инструментами, которые у нас преподавались. Вот так, познавая инструмент за инструментом, мы научились играть на всех них. Я не буду голословно утверждать, что мы в совершенстве владеем всеми техниками, такого не может быть вообще. Любой музыкант растет, и у нас есть куда стремиться, так что в этом плане мы не останавливаемся и продолжаем изучать не только казахские, но и тюркские инструменты, и инструменты других народов»

Это не было единственным моментом, который меня удивил. Буквально год назад, когда образовался дуэт, ребята подали заявку на грант в Фонд Первого Президента, который непосредственно занимается поддержкой творческой молодежи. И им посчастливилось стать лауреатами этого гранта! Получив его, они вложили средства в развитие группы и на выпуск своего дебютного альбома. На сегодняшний день ARKAYIM выпустил свой авторский альбом.

В альбом было включено 8 треков, различных по стилистике, музыкальному жанру, тематике. В альбоме присутствуют не только авторские произведения, где используется различные инструменты, начиная от домбры и заканчивая электрогитарой, но также интерпретированные произведения других народов. Например, норвежско-ирландский степ они объединили с казахским танцем қара жорға. Мелодии настолько органично слились, что люди порой не замечают перехода на казахскую знаменитую песню. Вдобавок, в альбоме идет акцент на горловое пение. В Казахстане это одно из утраченных песенных традиций. Изюминкой является именно женское горловое пение, создается незабываемый тандем мужского и женского горлового пения, который запоминается с первого прослушивания.

«У нас есть некоторая культура, которую мы называем той бизнес, люди, привыкшие к такой музыке, когда слышат поначалу наши произведения, испытывают состояние шока от новизны звучания, а затем, прослушав полностью выступление, у них появляется чувство восторга. Какое-то время они сами не могут понять, что же их в этой музыке привлекло. Мы, как бы все это относим к генетике, то есть наши генетические корни помнят те самые древнее пение и звуки древних инструментов. И благодаря усилиям всех музыкантов, а также неравнодушных людей, шаг за шагом популяризируется каждый инструмент, и мы тоже пытаемся вложить свою лепту»

Всё же, без ложки дёгтя не обошлось. Дуэт выступает на различных мероприятиях  по Казахстану, будь то концерт, конкурс или некий фестиваль, но к сожалению, за рубеж их приглашают чаще, нежели на родину…На достигнутом музыканты не собираются останавливаться. На сегодняшний день, у них уже стоит ряд выступлений за рубежом. В первую очередь это Грузия, затем различные летние фестивали, несколько стран на территории СНГ и Европа. Не знаю, где я была раньше и почему не слышала таких замечательных, эффектных произведений, но теперь, однозначно я их постоянный слушатель. И как говорил американский композитор Фрэнк Заппа: » Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре.» Поэтому, просто послушайте, а дальше сами все почувствуете…

Абзал Арыкбаев

Абзал Арыкбаев — один из не многих мастеров горлового пения, который владеет стилями «Хоомей», «Каргыраа», «Эзенгеле», «Барбанадыр» и преподает этот вид древнетюркского искусства в Казахстане. Он является мульти-инструменталистом и владеет такими музыкальными инструментами как: домбыра, трехструнная домбра, шертер, шинкильдек, дангыра, дабыл, дауылпаз, дарбука, шанкобуз, камыссырнай , жетиген и.т.д. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей, таких как «YOUNGEUROCLASSIC» — Берлин, «Шарқ тароналари» — Самарканд, «CasaAsia» — Испания, «RUMI» — Норвегия и.т.д

sKmCJBN4CHI

Также Абзал — солист этно-фольклорного ансамбля «ТУРАН», вице-президент международного общественного фонда «Наследие кочевой цивилизации», заведующий научно-исследовательским отделом Музея Казахских народных музыкальных инструментов им. Ыхласа, эксперт по нематериальному культурному наследию казахского народа.

1-2fI4Tv1N4

Анара Касымова

Анара Касымова является единственной исполнительницей в Казахстане, и одной из немногих в мире, полностью владеющих уникальным древнетюркским видом горлового пение «каргыраа» (по всему миру женщин, владеющих этим видом пения совсем немного, яркими представителями являются уроженцы Тувы, Монголии и Горного Алтая). Вдобавок, она одна из ярких, выдающихся мульти-инструменталисток, владеет более 10 фольклорными музыкальными инструментами, среди которых сазсырнай, ускирик, тастауык, прима кобыз, кыл кобыз, шанкобыз и многие другие.

Анара участвовала в международном проекте по записи альбома выдающегося композитора Карла Дженкинса в сотрудничестве с виртуозом и народным любимцем Маратом Бисенгалиевым, принимала участие в записи таких музыкальных шедевров как «Тлеп», «Зере», «Абай», «Шакарим» которые исполнялись на самых известных музыкальных сценах мира.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Адилям Абубакир «Человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту и есть в моем понимании журналист».