Социальное предпринимательство в нашей стране только набирает обороты. И сейчас особенно важна роль активистов, совершающих реальные дела, своим примером демонстрирующих, как можно силами самих людей улучшать жизнь вокруг.

Наша героиня– Анна Шелепова, пару лет назад основала движение по развитию массового спорта за счет строительства и реконструкции детских спортивных площадок во дворах жилых домов. На пути к реализации цели Анна сталкивалась со множеством трудностей и непониманием. Однако, сегодня, отчасти благодаря основанному ей ОФ Sport Concept, не только построен ряд детских спортивных площадок, но и меняется  гражданская позиция  алматинцев, иным становится отношение горожан к инклюзивному спорту.

Деятельность Анны по  благоустройству дворов детскими спортивными площадками началась с того, что ее сыну негде было заниматься спортом. Она подошла к решению проблемы нестандартно, выбрав трудный путь. Вместо того, чтобы как все водить сына на закрытые катки в секции, наша героиня вместе с мужем решила создать каток в собственном дворе.

«У нас с мужем  Алексеем есть личная мотивация. Муж любит хоккей, играет в него, мы ходим на матчи. Подрастал сын, которого муж хотел научить играть в эту игру. Дело в том, что именно дворовой спорт – самый легкий путь к тому, чтобы дети были здоровыми физически и морально. Наш ребенок, как и все дворовые дети, каждую зиму уже пять сезонов катается на дворовом катке. Мы сами контролируем процесс, нам не нужно тратить время на дорогу после работы, стоять в пробках, нервничать. И у детей всегда есть доступ к катку, к спорту, к своему маленькому детскому сообществу. Это своего рода дворовая субкультура»,– говорит Анна Шелепова.

В прошлом году было залито пять катков вместе с другими городскими дворами  в разных районах города. У Анны и Алексея есть опыт, механика, они знают нюансы заливки. По сути, деятельность супругов– возрождение хорошо забытого опыта, бытовавшего в советское время, когда с наступлением зимы у детей появлялась масса возможностей для занятий зимними видами спорта.

«У нас есть такой специальный ручной каток, который «путешествовал» по дворам, мы консультировали людей, учили заливать катки другие дворовые сообщества.  И в других дворах также как и в нашем, дети катались всю зиму на собственных катках»,– говорит собеседница.

Сейчас сын супругов-активистов занимается хоккеем профессионально. Играет в хоккейном клубе «Стрижи». Девятилетние дети под руководством тренера Инара Утеева дважды стали обладателями Международного Летнего Кубка Чехии (2015 и 2016г); чемпионами Республиканского детско-юношеского турнира «Жулдызша» — 1 место в составе сборной г. Алматы); победителями турнира в поддержку 28-й Всемирной Универсиады, «Крылья Весны» — 1 место, а также победителями и призерами различных юношеских республиканских соревнований.

«Для  нашего сына большой спорт начался с дворового катка! Мы считаем, что у каждого ребенка должен быть шанс. Но, по сути, хоккей является дорогим видом спорта и недоступен многим. Поэтому наш проект в первую очередь является социальным и решает 2 проблемы —  доступа к инфраструктуре и развитию детского спорта в шаговой доступности»,– говорит Анна Шелепова.

О создании первой площадки можно снять настоящий блокбастер. Жители двора были буквально возмущены развернувшимся строительством, хотя хоккейная коробка по замыслу доступна всем жителям двора. Она  оплачивается самими жильцами, кто-то платит за свет, кто-то за воду, другие помогают чистить каток, третьи заливать. Сложилось сообщество волонтеров-соседей. По мнению Анны, подобная ситуация возникла из-за пережитков прошлого.

«Остался менталитет иждивенцев, когда жители уверены, что им кто-то что-то должен.   Потому что люди элементарно  могут раздражаться, что у кого-то что-то получается, мало ли личных субъективных факторов. Пожилым мешают детские крики, например.  Председатели КСК боятся активных жильцов, ведь на их фоне, они выглядят лентяями. Кстати, есть такая аналитика, в нескольких дворах, кума мы пришли и создались активные сообщества, сейчас идут перевыборы председателя КСК.  А в тех дворах, где председатели КСК были активны, двор еще больше сплотился и продолжает  развивать инфраструктуру. Чаще инициаторами перемен становятся женщины, как правило, мотивация – собственные дети», признается Анна Шелепова.

Интересно было узнать, создавая первую площадку, наша героиня думала больше о личной выгоде, или о пользе для общества?

«О выгоде, конечно!– с улыбкой отвечает Анна Шелепова.–  Только о выгоде для своего ребёнка, о собственной выгоде в виде экономии времени, денег.  Ведь социальный предприниматель решает свою проблему. Например,  в нашем случае,  это доступность к  инфраструктуре и к спорту. Думаю, что это не мое призвание, а призвание моего мужа, так как изначально это полностью его идея и начинание. Я просто иду за ним. А сам проект мне доставляет колоссальное удовольствие. Это теперь моя обычная работа, ради которой когда-то я оставила теплое место со стабильным окладом»,– говорит Анна.

За построенными площадками ухаживают сами сообщества, проект основан на волонтерах. Сегодня все большую популярность приобретают такие инструменты народного продвижения проектов, как краудсорсинг, краудфандинг.

«Слово «краудфандинг» я узнала 5 лет назад.  Мы также собирали деньги на первый каток. Этот инструмент позволяет всем миром собрать деньги на то или иное начинание, вообще очень близок социальному предпринимательству по духу. Люди сами следят и сами содержат площадки с помощью краунфандинга. Есть еще вариант – спонсорские деньги, гранты, тендеры, программы ГЧП, госбюджеты. Механики могут быть разными»,– говорит наша собеседница.

Сегодня многие говорят о социальном предпринимательстве. В Европе и России сейчас наблюдается бум социального предпринимательства. В основном, проекты направлены на  сферу детского образования, на  улучшение качества детей  и людей с ограниченными возможностями или социализация выпускников детских домов.

Яркие примеры –  проекты  книжный автобус «Бампер», туристическая компания для инвалидов на колясках ООО «Либерти»,  «Лыжи мечты». Дети и взрослые с различными проблемами здоровья, такими как  ДЦП, аутизм, синдром Дауна, нарушения зрения и слуха получили возможность заниматься эффективной реабилитацией и социализацией с помощью горнолыжного спорта.

Идей, которые меняют мир к лучшему, достаточно и социальное предпринимательство — одно из перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса. Именно этот вид бизнеса способствует решению многих острых социальных проблем, содействует расширению спектра социальных услуг и трудоустройству незащищенных слоев населения, например, выпускников из детских домов.

«Социальное предпринимательство – особый вид бизнеса, который решает социальную проблему.  По сути, все, кого я знаю из социальных предпринимателей в Казахстане или России, в первую очередь, решили личную проблему. Потом поняли, что могут помочь в  решении аналогичных проблем другим людям. Как объяснил мне юрист, партнер BMF Partners Владимир Петрович Фурман, сегодня оценить объективно роль социальных предпринимателей в экономике страны нельзя по той простой причине, что в Казахстане, как и в России пока не существует законодательного термина «социальный предприниматель». Так же, как и не существует понятия «социальная франшиза», о которой многие говорят. Поэтому официальная статистика не может определить тех, кто является социальными предпринимателями.  По факту, социальный предприниматель – это человек, который решает социальную проблему, при этом может зарабатывать и быть на самоокупаемости»,– говорит Анна Шелепова.

Проще говоря, социальные предприниматели это предприниматели, действующие на стыке благотворительности и традиционного бизнеса, решая социальные проблемы, популяризируя благотворительность.

«Социальные предприниматели улучшают мир, придумывая и распространяя новые подходы для решения социальных проблем»,– говорит Анна Шелепова.

Когда в Европе начался  финансовый кризис, успешными оказались те, кто занимался именно  социальным предпринимательством. Основная причина в том, что соцпредприниматели не ставят во главу угла прибыль. Социальные бизнесмены еще и  на одной волне со своими клиентами,  их роднят внутренние ценности, а потому лояльность клиентов велика именно к социальным предпринимателям.

«Она значительно выше, чем к обычным коммерсантам и покупатели или потребители услуг предпочитают оставаться со своим поставщиком – социальным предпринимателем.

Когда мы будем на уровне Европы? Когда появится глобальный фонд поддержки социального предпринимательства, консалтингавая система, условия  или, к примеру, как программа в Корее, когда у нас будет законодательная система, когда у нас возникнут принципы социальной ориентированности и  проникнут глубоко в сердце  чиновников, предпринимателей, а не только будут в сердцах отдельных социальных бизнесменов. А главное – когда само население станет активным. Для развития СП необходим системный подход, инициативы от муниципальных органов, активное гражданское общество, которому характерна ответственность перед семьей, городом, страной»,– говорит Анна Шелепова.

Миссия– это хорошо. Но какую роль в ней играют деньги? Понятно, что деньги нужны для развития проекта. Это факт. Необходимо тренировать детей, нужна экипировка, инвентарь,  автобус для логистики, есть потребность в содержании  и постройке новых площадок, оплаты тренерской работы.

«Деньги – это своего рода  всего лишь  инструмент. Я признала для себя, что мне хватает определённой суммы на  достойную жизнь семьи. Остальное я могу вкладывать в развитие проекта.

К счастью, в начале пути нас поддержал благотворительный фонд «Навстречу переменам», признав наш проект по развитию спорта в шаговой доступности лучшим из 150 заявок,  затем Soros Foundation – Kazakhstan. Это материальная и не материальная поддержка в виде тренингов. И нам необходима такая поддержка для того, чтобы встать на ноги.  По сути, социальной бизнес в Казахстане только-только развивается»,– рассказывает Анна Шелепова.

Еще одним направлением деятельности Анны Шелеповой является развития инклюзивного спорта, то есть, когда дети вне зависимости от особенностей развития имеют общее детство, они равны. После побед казахстанских спортсменов на Паралимпийских Играх в Рио-2016 в нашей стране стали особенно уважительно относится к людям с ограниченными возможностями. А что было до этого?

«Как-то на пресс-конференции  журналист задал вопрос одному  начальнику, отвечающего тогда за развитие спорта в городе, о спорте и детях из детских домов. Внятного ответа я для себя не услышала. Тогда поняла, что это широкое поле для деятельности, сначала мы провели катания на катке для детей из детского дома, вместе с моей подругой Альмирой Сейджапаровой и известными алматинскими блогерами купили им коньки, ролики, подержали детей с диагнозом аутизм, а недавно провели невероятный теплый день в детском доме №2 практически тем же составом. Это стало приятной традицией»,– делится своим мнением Анна Шелепова.

Наша героиня убеждена, что жильцам самим необходимо инициировать благоустройство, подавать заявки, принимать посильное участие, а дети должны помогать взрослым. Чем больше будет  участия  жильцов в сооружении дворовой спортивной площадки, тем более бережливыми хозяевами этой площадки  станут горожане.

«Важно вернуть спорт во дворы, а не просто строить площадки. У нас есть 40 дворовых клубов, почему бы при этих клубах не создать секции по футболу, хоккею и другим видам спорта? Я предлагаю вернуть всех чемпионов-пенсионеров, пусть ведут дворовые клубы, тем более, бюджет на развитие массового спорта в этом году увеличили в 22 раза и он составил 523 млн тенге в Алматы»,– отмечает Анна Шелепова и добавляет, что в любой деятельности должны быть стандарты благоустройства дворов и общественный контроль за бюджетом. Тогда и развитие спорта ускорится, и меньше больниц надо будет строить.

Справка:

Если вы решили благоустроить свой двор:

  1. Необходимо организовать группу волонтеров, составить коллективное письмо от жильцов на имя председателя КСК, районного акима;
  2. Заручиться поддержкой КСК;
  3. В случае, если вы хотите залить каток договориться о доступе к воде, заключить дополнительный договор с Горводоканалом на установку отдельного счетчика (организовать доступ к воде);
  4. Сделать запрос в Управление земельных отношений о статусе площадки (вероятнее всего, на карте города она будет обозначена, как детская спортивная площадка);
  5. Сделать запрос в районный акимат о возможной финансовой поддержке. Ваша заявка должна попасть с сводный лист благоустройства дворов городского акимата;
  6. В отдельных случаях сделать топографическую съемку, чтобы определить границы участка.
« Предыдущий
Следующий »

Автор

Альберт Ахметов Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться