С четверга в Казахстане презентуют новый фильм Акана Сатаева «Районы». Режиссер подошел к избитой теме с изрядной долей креатива. Мир перевернулся! Популярные казахстанские видеоблогеры сыграли главные роли, маститые актеры снялись в эпизодах. Что пошло не так, и где правда?

Акан Сатаев совместно с Олжасом Тохтаровым и Ернаром Курмашевым учредил в конце 2015 года фонд «Astana Film Fund». Основная его задача– запуск коммерческих проектов с небольшим бюджетом. То есть, фонд будет выделять молодым режиссерам, сценаристам, продюсерам бюджеты максимум 350 000 долларов на съемку фильмов. Понятно, что отбором проектов займутся сами учредители, главный фактор, чтобы победить– жизнеспособность и реалистичность проекта, способность вернуть затраченные средства на прокате.

Первым фильмом, который был создан в рамках «Astana Film Found», стала картина самого Акана Сатаева. Продвигая одну из миссий фонда, а именно акцент на социальную сторону, режиссер в этом проекте открыл новые лица. Актерский состав оказался экспериментальным. На главные роли Акан Сатаев пригласил начинающих актеров и звезд интернета. Так, роль Азы Садыкова сыграл соавтор идей для Instagram-аккаунта Нурлана Батырова Шарип Серик (Шако), одного из районовских пацанов– Женис Омаров, тот самый казах, покоривший Париж своими танцами на улице.

Режиссер рассказал, что молодым актерам-парням было непросто войти в роли людей, живших в то время. Акан Сатаев сделал удивительное наблюдение, что современная молодежь совсем другая. Разговаривает иначе, смотрит на мир по-другому, даже походка не та, что была у людей в 1987-м. Может быть, из-за этого не всегда ожидания совпадали с реальностью, и некоторым диалогам в картине не хватает «районовской» подачи образца 1987 года. Возможно, нынешнее поколение просто добрее по характеру…

Действие происходит в Алма-Ате. На дворе 1987 год. Один из главных героев, парень Арсен Абиев занимается дзюдо. Возвращаясь домой после тренировки он видит возле Академии наук массовую драку. Приехавшая милиция увозит всех, кто был там. Арсену повезло– он действительно не участвовал в драке, и его правдивым словам поверили. После него начали допрашивать Азу Садыкова, Арсена как свидетеля спросили, был ли этот парень в числе драчунов, он слукавил, сказав, что не помнит такое лицо на площади. Парни встретились вновь уже в школе. Мать Арсена после смерти мужа на войне в Афганистане забрала сына из спортинтерната на 70-м разъезде и перевела в простую школу в центре города (район Театралка, между ГАТОБ имени Абая и Драмтеатром имени Лермонтова), чтобы он получил нормальное образование и поступил в университет. Но здесь его ждут новые знакомства и попадание в плохую компанию.

Про криминальное прошлое и настоящее нашей страны снято немало фильмов. Самый коммерчески успешный режиссер в Казахстане Акан Сатаев, прославившийся картиной «Рэкетир» с аналогичной тематикой, подошел к созданию своего нового фильма «Районы» креативно. Все выглядело как в голливудских комедиях, когда на фоне стоп-кадра главный герой рассказывал просто и доходчиво о правилах, по которым живут пацаны с районов. Впрочем, в фильме можно увидеть не только эту фишку.

–Наш оператор Хасан Кыдыралиев вооружилcя методом своего коллеги, трехкратного обладателя «Оскара» Эммануэля Любецки, и каждую сцену делал отдельным планом без перебивок. Смотрится все динамично, мы очень серьезно работали над хореографией, очень сложно, когда в одной сцене длительностью 1,5 минуты все должно быть правильно и убедительно. Если в эпизоде кто-то сфальшивил, мы заново переснимали всю сцену. За 32 съемочных дня мы сняли всю картину,– говорит Акан Сатаев.

Она эффектно появилась в кадре и за минуту одним взглядом соблазнила не только молодого героя фильма, но и всех мужчин, смотрящих фильм. Стремительно мы переносимся к ней домой, сидим рядом на диване в ее квартире, и… Так стремительно появляется в фильме героиня по имени Луиза, сыгранная неподражаемой Асель Сагатовой Ради такого эпизода можно ходить на фильм «Районы» снова и снова! Для нашего кино это смелый шаг, но Акан Сатаев знает меру, поэтому вы не найдете здесь какого-то разврата, пошлости или порнографии. Все в рамках, без излишеств.

Только ради эпизода с ее участием можно смотреть фильм Акана Сатаева «Районы» снова и снова. Так мастерски сыграть Луизу, которая эффектно появилась в жизни одного из пацанов, могла только Асель Сагатова. Она предстанет на экране в провокационном образе, вы увидите ее такой, как никогда ранее.

К сожалению, многие здания в Алматы давно поменяли свой облик. Поэтому выбор локаций у команды Акана Сатаева был небольшой. Да и с этими объектами пришлось поработать. Видно, как старательно художники на компьютере после реальных съемок затирали, например, герб и флаг Казахстана на здании КБТУ, бывшем в то время штаб-квартирой руководящих органов КазССР, или современные здания в эпизодах, где герои сидят на крыше одного из домов и свысока смотрят на город Алматы. Но киноляпов избежать не удалось.

В сцене, где главные герои едут на троллейбусе тех времен (транспорт, кстати, настоящий, раритетный, специально арендовался для съемок в Троллейбусном парке Алматы), в окнах предательски промелькнула современная остановка. Практически нигде не найдешь красных флагов, хотя, на той же Старой площади они. скорее всего, были в то время.

Сложно сказать, насколько точно создатели фильма воссоздали атмосферу, облик города, манеру разговора. С тех пор выросло целое поколение, самым старшим под 30 лет, поэтому о достоверности, исторической ценности могут сказать наши мамы и папы. Тем не менее, команда приложила максимум усилий, чтобы погрузить зрителя в антураж того времени.

–Мы снимали полноценный исторический фильм, не обошлись без консультантов, которые не понаслышке знают про «районовские» движения 1987 года. Я сам из Караганды, история алматинская, поэтому знал, что беру на себя большую ответственность. Были источники: фотографии, газеты, мы хотели быть максимально правдивыми. Мне сложно сказать, как люди одевались в 1987 году, уверен, что мы правдивы. Люди действительно дрались, принимали наркотики, все это было,– говорит режиссер.

Исторический, технологический, игровой моменты отходят на второй план, когда понимаешь, что жанр фильма– драма. Кто-то из героев умрет, другие будут страдать не столько из-за любви, больше во имя собственной веры, что можно в одиночку пойти против вредоносной системы и сломать ее. Собственно, на этих чувствах и держится внимание зрителя.

С 3 ноября смотрите во всех кинотеатрах страны историю, по содержанию очень близкую всем и каждому. Не зацикливайтесь на каких-то мелких деталях, лучше вспомните, какие драмы случались на улицах советского Казахстана, грандиозные стычки случались на районах, где, как известно, не звонЯт, а звОнят. Время меняется, и подобные вещи, к счастью, постепенно уходят в прошлое, а в некоторых городах практически сошли на нет. И лишь напоминания о смутных временах помогут избежать повторения ошибок и возвращению к жизни, когда люди делятся на две категории– пацаны и черти, а всех, кто противится этому и ходит в одиночку, пытаясь вести нормальный образ жизни, просто не уважают.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Альберт Ахметов Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться