В прокат вышел фильм «Тараз», режиссер Нуртас Адамбай. Что интересного в новом казахстанском кино, и почему надо обязательно посмотреть этот фильм?

«Все грехи в истории совершались во имя любви. Но потом, когда погибали люди, никто не называл это любовью» …

Словно продолжая одну из линий «Инферно» о жертвах, на которые идут люди ради любви, Нуртас Адамбай выпустил фильм «Тараз». Да, здесь много сцен криминальных разборок, ужасающих выстрелов, один из которых обязательно вас испугает. По сюжету криминал и мафия цветет и пахнет в нашей стране до сих пор, после просмотра аж прямо страшно выходить на улицу. И все же миром, в том числе влиятельными людьми, правит любовь. Она опасна и непредсказуема, может как созидать, так и разрушать. Фильм очень качественный, «Тараз» показал нам другого Нуртаса Адамбая– серьезного режиссера-философа, жестко и правдиво говорящего о проблемах общества.

Главные герои фильма– три обычных парня из типичного казахстанского провинциального города, каждый из них– несчастен по-своему. Айдар (Нуртас Адамбай) все никак не может найти хорошую работу, безуспешно подавая резюме в крупные компании. Вскоре ему предстоит завести семью, сваты уже побывали в доме жениха. Асана (Асан Мажит) бросила девушка Асем, но он пытается в одиночку пережить эту боль. Боксер Сапар (Еркебулан Дайыров) проиграл ответственный бой, в разводе, редко видится с сыном из-за препонов нового ухажера его жены. Впрочем, эти проблемы покажутся им легким недоразумением, пока они не встретят скромную студентку, девушку-отличницу Айжан (Гульназ Жоланова), из-за которой оказался убит Арыстан (Жандос Айбасов), единственный сын криминального авторитета Алихана. Но больше всех не повезло таксисту, который случайно попал в эту мясорубку.

Действительно, режиссер, продюсер и сценарист Нуртас Адамбай, известный по фильмам «Келинка Сабина», «Побег из аула. Операция Махаббат» впервые в своем творчестве покинул рамки комедии, и взялся за новый для него жанр криминальной драмы. Жесткие сцены, стрельба, избиения, все эти элементы отработали свою задачу по сохранению жанровости. Что, впрочем, не помешало ему показать некоторых персонажей, в частности, двух крупногабаритных невозмутимых громил, в сатирическом ключе.

Чувствуется, как сильно и прочувствованно исполняли актеры  исполняют свои роль. Гримасы от боли выглядели по-настоящему, истошному крику зритель кричит вдогонку: «Верю!», а появление на экране Сапара благодаря Еркебулану Дайырову становится все желанне. Так сильно просит душа увидеть работу лауреата Московского Международного кинофестиваля–2015 в номинации «Лучший актер» (за работу в фильме Жасулана Пошанова «Шлагбаум»). Зрителя не покидает ощущение, что актеры очень вдумчиво и тщательно подошли к проекту. На деле секрет оказался прост.

«На съёмочной площадке если били, то по-настоящему, если душили, то делали это также на самом деле. Все понимали, что все на благо команды, именно поэтому фильм вышел реалистичным. В своей работе мы руководствуемся не тем, чтобы обойти кого-то, а прежде всего сделать что-то качественное, чтобы потом не было стыдно», – сказал Нуртас Адамбай.

Бюджет фильма Возвращение в «Тараз» составил порядка 400 тысяч долларов. В эту сумму, по признанию режиссера, удалось уложиться благодаря хорошим отношениям с операторами и актерами, которые согласились на экономию по части гонораров. Название и место действия были выбраны неслучайно. Сам режиссер родился в Таразе, и не понаслышке знает о жизни города в 90-е, когда там, как и по всей стране царил криминал. Сложно поверить, что в современное нам время, в котором и происходит действие, реальная власть принадлежит тем же персонажам, что и в картине. Впрочем, любое кино- это художественное произведение, и для полета фантазии здесь нет ограничения.

Экс-КВН-щик решил поговорить о важных вещах серьезным языком. И ему многое удавалось. Потому что, помимо новых средств выразительности драмы, Нуртас умело пользуется гротеском– злой шуткой, намеренно уродливым изображением объективной реальности, чтобы зритель ни в коем случае не заскучал. Во весь голос прозвучала тема прав женщин в казахстанских реалиях. Чем дальше от центра, тем прав меньше. А что делать, если ты впервые вышла в ночной клуб, и стала одной из участниц истории, которая рассказана в фильме Возвращение в «Тараз»?

–Кастинг картины длился месяц. Главную героиню Гульназ Жоланову утвердили сразу. Перед началом съемок меня одолевали сомнения в правильности выбора, так как девушка должна была сыграть в фильме свою дебютную роль. Однако позже сомнения развеялись,– говорит режиссер.

В целом Нуртас Адамбай вместил в свой новый фильм все, что нужно. Поговорить о криминальных элементах, существующих в Казахстане, решается не каждый, за что двойное «спасибо» режиссеру. И самое главное, что создатель фильма вынес между строк в качестве эпилога: «Мужчины! Не стоит подвергать себя великим тратам и жертвовать всем ради девушки, которую вы плохо знаете и думаете, что влюбились в нее. Вкладываясь в отношения, которых, скорее всего, не будет, вы не только обворовываете себя, но и причиняете боль тем, кто вас действительно любит– родителям, братьям, детям…».

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Альберт Ахметов Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться