Основатель Upgrade Business School Аблай Юсупов рассказал о том, каким должен быть предприниматель, какие ошибки совершают начинающие и зачем выходить из зоны комфорта. Год назад история успеха миллионера нового поколения Аблая Юсупова не на шутку взволновала общественность. Тогда он заявил, что готов сделать из любого человека успешного предпринимателя.  Сегодня его Upgrade Business School набирает уже третий поток учеников. За 2,5 месяца им предстоит трансформироваться в настоящего предпринимателя.

«Наша основная цель – помочь молодым людям открыть своё дело. Есть очень много книг, информации, но это не самое важное. Главное – не ЧТО ты делаешь, а КАК делаешь. В нашей школе люди попадают в особую атмосферу, где их никто не заставляет, но все видят результаты своих ровесников, задумываются, как этого добиться, и внутри коллектива появляется добрая конкуренция».

Аблай Юсупов, Биржан Ашим и Магжан Тлеуханов на своих занятиях рассказывают о техниках, мотивируют студентов и становятся твоими личными наставниками. «Мы предлагаем начать делать хотя бы что-то и, может быть, сначала даже не за деньги. Несмотря на то, что это школа предпринимательства, мы не пропагандируем, что все всегда должны зарабатывать деньги. Стоит год-два поработать бесплатно, только за опыт, эмоции, практику. Мы всегда говорим: «Если кто-то думает, что мы сделаем «укол предпринимателя» или дадим таблетку, лучше сразу уходите, потому что придется много работать».

Организаторы школы отмечают, что очень много людей отсеивается. Например, во втором потоке из 114 поступивших закончили только 66. Коучи видят, что юди приходят с наполеоновскими планами, но они хотят всё и сразу: «В Казахстане вообще такая проблема есть в менталитете: «мне это нравится, и я хочу это получить», но никто не хочет работать по 12 часов в день, экономить на развлечениях, кушать лепешку с майонезом. Очень многие себя жалеют. Когда начинаешь разговаривать с этими людьми начистоту, то понимаешь, что многие комплексы заложены с детства. Наша система образования учит тому, что ошибки – это плохо. А предпринимательство – это и есть ряд ошибок, над которыми нужно уметь работать»,– говорит Аблай Юсупов.

Кстати, программу для своих курсов парни тоже составляют сами. На 40% она состоит из зарубежного опыта, еще 40% — личный опыт, и 20% — опыт их наставников и партнеров. Аблай говорит, что Upgrade не позиционирует себя единственной и неповторимой бизнес-школой, а наоборот признает авторитеты. «Следим за тем, какие программы для своих учеников делают Geneva Business School, Harvard Business School, Oxford, Yale, Бизнес Молодость, и стараемся какие-то техники для себя перенять. Я захожу на Facebook в профайлы людей, которые учатся в Гарварде, и читаю, что они пишут, как рассуждают, какие трудности у них были. Мы каждый раз меняем программу, потому что ресурсы имеют свойство устаревать» — рассказывает Аблай Юсупов.

Занятия в Upgrade Business School нужно оплачивать, а желание оправдать потраченные деньги, по словам молодого бизнесмена, является дополнительной мотивацией. Из разговора я поняла, что стресс – еще один способ разбудить свои скрытые возможности, поэтому в школе ты попадаешь в ситуации, благодаря которым выходишь из зоны комфорта. «У нас есть такое задание: тебе нужно из 1500 тг сделать 15 тысяч тг. Было много прикольных историй, но главное – ученики начинают по-другому мыслить, появляется вера в себя, осознание того, что человек может быть ценным»,– повествует Аблай Юсупов.

Есть и совсем необычный формат под названием «Upgrade Night», когда вся деятельность происходит под покровом ночи. «Молодежь Алматы любит ночные тусовки, и мы решили собрать предпринимателей в это время суток, только без алкоголя и сигарет. Обычно когда все приходят домой, то работают максимум час, а потом ложатся спать или смотрят сериалы. Upgrade Night обязывает тебя чем-то заниматься, потому что вокруг кипишь и поспать тебе не дадут. Люди приходят в 9 вечера: в первый час мы даем им наставления. Следующие час-два все притираются друг к другу, затем ищут информацию в Интернете, учатся анализировать, составлять планы, отчеты. Потом начинается коммуникация, и ребята тратят ночь на то, чтобы дать друг другу советы, доработать старые идеи.

У нас есть такая традиция: в середине ночи мы идём кушать в любую столовку типа Каганата, чтобы у всех было ощущение простоты, чтобы объединить учеников, чтобы убрали маски и эти казахские понты. Это не круто, когда у тебя есть офис, много сотрудников и костюм. Круто, когда вас три-четыре человека, и вы делаете очень большие деньги и крутые проекты».  Аблай Юсупов рассказывает, что многие студенты приходят с искаженным видением жизни, навязанным фильмами. Им кажется, что бизнесмены только подписывают договора, пьют кофе и ездят на шикарных машинах, а, на самом деле, всё немного сложнее:

«Предприниматель – это человек, который ведёт за собой людей. Он видит проблему и сразу находит ее решение. Предприниматель должен уметь делегировать: если он все делает сам, то это наёмный сотрудник. Это должен быть человек-пример, который будет показывать ценность семьи, пропагандировать ЗОЖ, быть социально активным. Я думаю, что каждый может стать предпринимателем, но вот удержаться сложнее. Нужно постоянно развиваться, находить новые концепции. Это такая работа, где нет субботы и воскресенья.

В Казахстане есть ошибочное мнение о том, что у тебя должно быть 90 или 100% бизнеса. Но если рядом нет партнеров, заинтересованных также, как ты, то тебе всё время придется посвящать операционной деятельности. Если партнеры – это твои друзья, то может возникнуть небольшая проблема, потому что в любом бизнесе должен быть свой руководитель. Поэтому здесь либо играет гордость, либо рациональное мышление»,- делится Аблай Юсупов.

По статистике, 60-70% учеников просто оправдывают курсы, не зарабатывая много, но есть 10%, проекты которых стали сверхуспешными с оборотом более полумиллиона тенге: онлайн-курсы английского языка, центр подготовки к ЕНТ и КТА, аэросъемка, доставка суши. С некоторыми из них сотрудничество продолжится уже вне школы.

«Из 66 выпускников второго потока бизнесом занимаются около 12-15 человек. У остальных либо не получилось, что нормально на первом этапе, либо они ещё в процессе. Многим представителям нынешней молодежи не хватает мужества, у нас много студентов-неженок, которые при первой неудаче бегут к родителям или говорят: «Ой, все». Мы не разговариваем с учениками на высоком языке типа «Уважаемый Иванов, примите к сведению, что вы плохо работаете», мы просто говорим: «Ты не умеешь это делать, надо много работать». Но у нас не бывает конфликтов, если человек хочет услышать всё, как есть».

В конце концов, у меня возник вопрос: почему за 4 года обучения в ВУЗе ты можешь получить меньше, чем за 10 недель? На это у Аблая тоже нашёлся ответ:

«Некоторые университеты Казахстана развиваются медленно. На это есть ряд причин: коррупция, нежелание преподавателей расти в профессиональном смысле, слабое поощрение со стороны руководства. Связывает руки также ряд ограничений МОН РК (из разговора с сотрудниками ВУЗов). С нашей молодежью нужно разговаривать на одном языке и быть для них примером. Если мы обучаем предпринимательству, значит, должны иметь свой собственный бизнес. Надо быть всегда в поле, практика решает все. Студентов надо вдохновлять, ‘пинать’, вовлекать в правильную рабочую атмосферу, где царит свобода мышления и дисциплина. Наша школа создана как раз с такой целью: говорить на понятном языке, мотивировать, дисциплинировать и делать процесс интересным.

У нас в планах масштабировать UBS, создать отдельные направления: дизайнерская школа, медиашкола. Мы хотим работать не по учебнику, а приглашать специалистов, которые собирают ягоды с поля и сразу их отдают»,- говорит Аблай Юсупов. На сегодняшний день основатели Upgrade Business School вложили 2 миллиона тенге в совместные проекты со своими выпускниками. В ближайшем будущем при школе появится фонд, деньги из которого будут инвестироваться в бизнес с проверенными учениками, решая острый для всех начинающих вопрос о стартовом капитале.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Арина Рыжкова "Проблема в том, что вы думаете, будто у вас есть время" - Будда.