1 сентября принято восхвалять тягу к знаниям и любовь к родной школе. Но согласитесь, что многому мы научились далеко за воротами школьного двора…

Каждый человек будучи школьником или студентом, наверняка не раз задавался вопросом: «Зачем оно мне надо?» и «Что я буду с этим делать?». И вот, спустя много лет оказалось, что многие знания по предметам, при воспоминании о которых от страха замирает сердце, не пригодились вовсе. Разве что украсили ваш аттестат, который выяснилось, тоже не так важен в сознательной жизни.

Давайте в День знаний поразмышляем, что же на самом деле необходимо преподавать в школах, и какие навыки было бы полезно закладывать в детях.

Мыслить креативно

При одинаковом раскладе вещей во многих школах страны: полные классы, строжайшая дисциплина и стандартный список предметов, не каждый учитель найдет время понять и поддержать интересы всех учеников. Следование правилам, контрольные и карточки для определения успеха ученика не оставляют пространства для воображения, желаний и творчества. А в средней школе уроки труда и ИЗО вовсе игнорируются многими.

Так, к старшим классам большинство школьников перестает творить и развивать свои интересы в школе, учась творчеству, самовыражению в других местах. Потому что в точных науках все всегда по формуле, а в языках по правилам.

Распоряжаться финансами

Учась в школе, каждый из нас пользовался деньгами, которые мама давала на день, неделю, месяц. Они в основном шли на булочки, чай и первое, редко в копилку.  Оказавшись брошенными в стране самостоятельности, многие учатся распоряжаться деньгами методом проб и ошибок.

И хорошо, если знания и основы финансовой грамотности станут вам понятны и ясны, ведь многим это так и не удается. Именно поэтому на западе предмет «финансы» едва ли не самый популярный в старшей школе. Нашим ученикам приходиться учиться этому немного позже.

Искусству общения и нетворкинга

Отдавая ребенка в детский сад, родители очень волнуются. Вопросы: «Он скучал?», «У моего ребенка есть друзья?», «Ему интересно?» беспокоят каждого родителя. В первом классе это маленькое «переживание» все еще может проблескивать на фоне оценок и домашней работы. Но дальше, оно становится  совсем крошечным и бесполезным. Ребенок может быть один или с друзьями, уметь проявить себя в коллективе или нет, знать как представить себя или оставаться незамеченным. И все эти вопросы школьнику приходится решать самому или на примере своих близких.

И в мире, где он всегда будет окружен совершенно разными людьми, адаптироваться ребенка не учит никто. А в реалиях двадцать первого века: всесторонней глобализации, силе знакомств и громких дифирамбах нетворкингу, умение общаться и поддерживать связь едва ли не самое важное.

Тайм-менеджменту

Когда есть уже составленное расписание занятий, придуманная учителем домашняя работа, то думать самому у времени школьникам не надо.  Познакомиться с термином «тайм менеджмент»  они могут попозже из дополнительной литературы. В учебном процессе же никого не волнует во сколько и насколько продуктивно было потрачено время занятий ребенка если тетрадь с домашней работой сдана. Хорошо если родителям удается объяснить всю важность времени и вовремя выполненных планов, потому что в учебных заведениях этому никто не научит.

Ставить долгосрочные цели и добиваться их

Целью многих казахстанских школ является успешная сдача ЕНТ и высокий средний балл, а будущее ученика волнует его самого и родителей. Вопросы «Кем ты себя видишь через 10 лет?», «Что тебя на самом деле интересует?»  не задаются никогда. Ставить себе цель, мечтать, мотивировать себя должен только ученик.

На разговоры о высоком и будущем после ЕНТ практически нет времени. И остается лишь восхищаться школьниками, что находят время и достаточно решимости ставить серьезные цели, упорно трудится во имя нее и не останавливаться, не смотря на давление оценками, тестами и контрольными. Со следующего года ЕНТ планируют отменить как обязательный вид итоговой аттестации, его будут сдавать только те, кто поступает в ВУЗы. Но даже возвращение старых добрых выпускных экзаменов оставит этот пункт актуальным.

Искусству ошибаться

У каждого наверняка была своя история, как в известной картине «Опять двойка». Потому что два-это плохо, глупо и нетрудоспособность. Потому что пять-это без ошибок, четыре-одна или две, три-несколько, два-намного больше допустимого. И именно так рождается наш страх сделать что-то не так. В детях появляется боязнь исправлений, поправок, следовательно, нежелание вовсе делать что-то не так. Но ведь в жизни не бывает без ошибок, которые так не любят все учителя.

Не умея принять их, исправиться и идти дальше человек может перестать пытаться и расти. Потому что, два-это плохо, три-неудовлетворительно, а надо отлично, причем сразу. Этому прекрасному навыку ошибок и исправлений, опять таки, могут научить только жизнь и мудрые люди.

Оказанию первой медицинской помощи и самозащите

Болезни сердца-причина смерти номер один во всем мире. Переломы и ушибы стали делом совсем обычным. Обмороки-в каждом сериале и пункте сдачи крови. Но сколько людей знают, как помочь пострадавшему в критическую минуту? Сделать то самое искусственное дыхание из фильмов, наложить шину или позаботится о ожоге?

Без Google и помощи врача многие не смогут сделать ничего. Хотя ситуации, требующие знания базовой техники оказания первой медицинской помощи бывают у всех на протяжении всей жизни. К сожалению, в школе этому учить детей некогда и некому. Точно также как самозащите, которая бы помогла и успокоила родителей. В мире, где уметь постоять за себя не роскошь, а необходимость, этот навык никогда не будет лишним.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Меруерт Токанова Мы являем собой то, что ощущаем и воспринимаем. Когда мы мечтаем, то мы есть наша мечта.