В честь Дня Конституции РК вспомним, по каким законам жили люди на территории Казахстана с древности и до наших дней.

30 августа 1995 года в Казахстане была принята действующая ныне Конституция, в честь чего и учрежден государственный праздник. Мало кто знает, что за многовековую историю формирования нашей государственности, на территории современного Казахстана сменился не один свод законов, так или иначе повлиявших на ход политических, экономических и социальных процессов истории.

О том, что у кангюев, населявших территорию Казахстана, были свои своды законов, нам известно из трудов наших китайских соседей. Это было первым упоминанием о письменных законах в степи. Основными законами, которым подчинялись племена на протяжении многих веков, были законы «кровного родства» и «кровной мести».

Следующим известным документом стала  «Яса» Чингисхана, которая пришла на территорию страны вместе с монгольскими племенами. Сама «Яса» в цельном виде так и не дошла до наших дней, а выдержки из нее встречаются в трудах персидских и арабских историков.

Примечательно, что в ней проповедовались идеи религиозной терпимости и уважения мудрых и пожилых людей.

В начале 16 века, в тогда уже Казахском ханстве, был издан свод законов «Светлый путь хана Касыма», состоявший из пяти разделов. Документ рассматривал вопросы имущества, уголовных наказаний, военных и международных вопросов, а также «жұртшылық» — раздел по общинным и социальным вопросам.

«Светлый путь хана Касыма» стал первым официальным документом, основанным на народных традициях и обычаях казахской степи.

Начало 17 века ознаменовалось утверждением нового свода законов, получившего название «Древний путь хана Есима». Хан Есим этим сводом ограничивал права чингизидов: теперь руководство перешло в руки биев и старейшин, что стало своего рода революцией.

На стыке 17-18 веков был принят «Жеті жарғы», считающимся достижением Тауке хана. Для составления нового свода Тауке хан созвал трех мудрейших биев из трех разных жузов. Основными принципами «7 уложений» стали принцип подчинения младших старшим и принцип коллективной ответственности.  «Жеті жарғы» также регламентировал права вдов и сирот и обозначил правовые обязанности родственников. Сам свод законов не дошел в полном виде до наших дней, сохранились только фрагменты.

Присоединение Казахстана к Российской империи вылилось в устранение ханской власти на нашей территории и внедрению новых правил.

Колонизаторская политика внесла свои коррективы в устройство жизни кочевого народа: раз за разом вводились все новые «положения», уставы и правила, целью которых была ликвидация авторитета суда старейшин и биев.

20 век оказался полным на конституциональные события: в феврале 1926 года была принята Конституция Казахской АССР. Она затрагивала вопросы избирательного и бюджетного права, а также утверждала Казахстан в качестве республики в составе РСФСР. Первая Конституция Казахской ССР была принята в марте 1937 года. Причиной принятия еще одного закона стало преобразование страны в союзную республику: теперь новый документ утверждал основы социализма в степи.

Только через 40 долгих лет приняли Вторую Конституцию Казахской ССР. Согласно ей, источником власти утверждался «народ», а также провозглашалось равенство граждан перед законом, независимо от происхождения, образования и прочих атрибутов.

Далее последовал длительный и болезненный период развала Советского Союза, отголоски которого до сих пор отдаются гулким эхом в сердцах людей, заставших ту эпоху. После провозглашения независимости Республики Казахстан встал вопрос о необходимости принятия собственного законодательства: первая Конституция теперь уже суверенного государства была принята в начале 1993 года и стала базой для формирования новой правовой государственности.

Наконец, 30 августа 1995 года на всенародном референдуме  была принята нынешняя Конституция, отпраздновавшая свой 20-летний юбилей в прошлом году.

Тысячи поправок и дополнений было внесено в главный закон страны перед утверждением документа. Конституция призвана защищать и регулировать права и обязанности граждан Казахстана, провозглашая народ единственно верным источником власти.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Дамежан Хамитова Пришел, увидел, победил