Тысячи молодых людей в нашей стране мечтают запустить свой стартап и начинают обычно с копирования каких-то успешных моделей — я сделаю казахский amazon, ebay, istacart, etsy, etc.

Проблема в том, что рынок у нас не самый большой и user acquisition cost довольно высокий, поэтому многие валятся еще до того, как успеют набрать достаточную базу пользователей. При этом у нас нет всей этой институциональной инфраструктуры как в той же долине — ангелы, акселераторы, посевные фонды, и так далее, которые подхватывают на каждом этапе, вливая венчурные инвестиции. Поэтому один из вариантов двинуться здесь это сесть на плечи крупным структурам, уже имеющим большой клиентский трафик, и потестировать свою тему, предлагая дополнительные сервисы.

Кто это может быть. Например, Мега — четыре трц в Алматы, Астане и Актобе в год имеют трафик больше 30 млн посетителей. Дочка КТЖ АР «Пассажирские перевозки» в год перевозит около 20 млн пассажиров. Почти 30 точек Бургер Кинга в прошлом году приняли 6 млн посетителей. Air Astana в 2014 году перевезла 3,77 млн пассажиров. Каганат, Happylon, Marwin, Технодом, Magnum, ЦОНы, Алматинский метрополитен, и многие многие другие имеют трафик в миллионах посетителей и пользователей. Это отличная возможность для старта.

КТЖ в отличие от западных железных дорог не имеет своего оператора по кейтерингу, в каждом поезде есть только вагон-ресторан и вагон-бар, которые сдаются в аренду через тендер. Очевидно, что здесь можно построить food delivery сервис с большим потенциалом как по географическому покрытию (охват всего 30 станций и вокзалов позволит вам охватить 80% трафика), так и по емкости рынка (20 млн пассажиров это приличный объем). И при этом не придется в лоб конкурировать с ChocoFood или FoodPanda — вряд ли в ближайшие десять лет их сервисы дойдут до станции Арысь или Макат)))

Air Astana в 2010 году имела лишь 10 тысяч транзитных пассажиров, в 2013 — уже 185 тысяч, сейчас больше 200 тысяч. С расширением региональных маршрутов — Иран, Монголия, новые города в Китае — транзитников станет больше, в ближайшие 3-5 лет их поток может спокойно дойти до 500-600 тысяч пассажиров. Проходят они через два аэропорта — Алматы и Астана. Тут всегда можно будет продать доп сервисы по классической модели stopover.

Астанинский аэропорт, находящийся под управлением Airport Management Group — дочка КТЖ, принимает более 3 млн пассажиров в год, с новым терминалом сможет принимать около 7 млн. Зарабатывает на неавиационных услугах только 10% от своих доходов (это сдача в аренду площади под магазины, кафе и др.). А должно быть хотя бы 50%. Вот и возможности.

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Рашид Дюсембаев Co-Founder/CEO в Deliver With Me