Люди часто спорят о том, когда умрет театр: когда же бесчувственный экран в кинотеатре заменит сцену с пыльными декорациями, а Dolby Digital – незаметную для глаза зрителя оркестровую яму? Судя по тому, что обычно билеты распроданы еще за несколько дней до перфоманса, время оперы и балета закончится не так скоро, как могло бы казаться в век торрентов и BDRip’ов.

В посещении театра есть какой-то необыкновенный шарм: вот вы достаете то платье, для которого не было подходящего случая, берете сменную обувь, чтобы стучать каблуками по зеркальным полам холлов, изящную сумочку и слегка ворчащего мужчину вашей мечты. Это, кажется, то самое, чего нам так не хватает в суете будней: мгновенья, когда ваши проблемы остались за толстыми стенами старого здания.

На мой взгляд, в Алматы доступ к искусству открыт для всех. Сравнивая с Россией, где цены в оперу начинаются от 7500 тг, или с Европой, где счет идёт на сотни евро, наши 1500 тг на премьеру действительно кажутся скромной суммой. Самое приятное – это то, что в театре имени Абая, честно говоря, нет плохих мест. Мне, например, амфитеатр больше приходится по душе нежели партер. Но таких казусных историй, которые случались с моими знакомыми в Лондоне, точно не произойдет. Если там вздумаете купить билет за полцены, приготовьтесь заглядывать за колонну, которая будет расположена прямо перед вами. Хотя, может, это и справедливо – полспектакля за полцены.

Сегодня мне удалось увидеть больше, чем обычно включает в себя стоимость билета, — подготовку к волнительному моменту премьеры оперы «Травиата». Впервые на сцене ГАТОБа эту популярную постановку зритель увидел в 1938 году. Позже, в начале 70-х, роль Виолетты исполняла обладательница колоратурного сопрано Бибигуль Тулегенова, а в конце – звезда нового поколения солистов Хорлан Калиламбекова. Сегодня на ее месте Жамиля Баспакова, а роль Флоры Бервуа исполнит Оксана Давыденко, которая покорила меня, еще исполняя партию Кармен.

Кстати, в отличие от по-современному интерпретированной «Кармен» опера Джузеппе Верди будет академичной. Художник-постановщик Вячеслав Окунев, для которого эта работа в алматинском театре ознаменуется мистической цифрой восемь, сказал: «Не обязательно ломать хребет, можно рассказать трогательную и эмоциональную историю на историческом материале. То, что в последнее время мы переносим многие оперные сюжеты в современность, стало шаблоном».

Атмосфера 60-х годов XIX века воплощена в декорациях, в фонах, которые были специально созданы для нашего театра, и в интерьерах, эмоционально соответствующих музыке. Кстати, последняя служит источником вдохновения для Вячеслава Окунева, который к «Травиате» возвращается уже в девятый раз.

Под его руководством спектакль видели в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, в Белграде, где постановка была адаптирована под XX век, в Молдавском театре оперы и балета, но, по его словам, каждая новая редакция – это улучшение предыдущих. Хотя полюбившийся ему костюм Виолетты Вячеслав решил повторить и в Алматы.

К слову, к этой премьере были сшиты около 150 костюмов. Например, для 37 женщин хора подготовлено 60 абсолютно разных по силуэту, отделке и цвету платьев. Всё это волшебство творится на третьем этаже театра, куда можно попасть через виляющие коридоры и закрученную лестницу.

2 художника, 2 закройщика и 9 швей, – вот, кто таится за дверью, ведущей в мастерскую. Для каждого героя основного и второго состава здесь готовят индивидуальный костюм.

Наталья Ивановна работает швеёй, журналисты выспрашивали, как написать её должность правильно: «конструктор или как-то по-другому?».

Она своего ответа не изменила. А где ещё в городе можно сшить костюм 19-го века? Ведь это уже почти вымирающая профессия…

«Все костюмы мы шьем иногда за два месяца, иногда за два с половиной. Мы не имеем права не выполнить то, что должны. Работа у нас такая», — улыбается Наталья Ивановна, которую коллеги сегодня в шутку назвали звездой. В небольшой комнате с примерочной стало тесновато из-за кучки людей с камерами, микрофонами и фотоаппаратами, но работа есть работа, и последние примерки производились на наших глазах.

11 и 12 июня мы будем восхищаться работой этих женщин, которые так и останутся за кулисами театра, но без которых не было бы той полноты картины и полного погружения в «оперу большого стиля».

«Это такое почти музейное ощущение, когда человек останавливается на один вечер, для него играет огромный оркестр и поют лучшие певцы. Такой жанр замедляет нашу быструю действительность», — так описал оперу Вячеслав Окунев.

А я первый раз смотрела постановку в пустом зале, меняла места, заглядывала в оркестровую яму. Но в те моменты, когда мне становилось жутко интересно, что же там дальше, режиссер-постановщик безжалостно заявлял: «Стоп, стоп, стоп! Давайте заново!»

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Арина Рыжкова "Проблема в том, что вы думаете, будто у вас есть время" - Будда.