Элегантные вечерние костюмы и платья, разучивание новых танцев, волнение юных дебютантов — лишь малая доля того, что можно было заметить на очередном Оперном балу, отгремевшем в Алматы накануне. Главное культурное событие года The Opera Ball успешно трансформировалось под нынешние экономические реалии и стало еще более интересным.

Новая локация

Оперный бал за всю свою 9-летнюю историю проходил в самых разных залах Алматы. В 2007 году культурное событие принимал Дом приемов, после чего бал проходил в «Алматы Тауэрс», Grand ballroom отеля Royal Tulip и даже в гольф-клубе «Жайлау». А в 2016 году была освоена новая локация — бальный зал отеля Ritz Carlton Almaty. Несмотря на то, что он уступал по размерам прежним площадкам, организаторам удалось найти решение вопроса размещения гостей. Зрительские места были выполнены в виде амфитеатра, поэтому гости могли видеть происходящее вне зависимости от занимаемого места.

Музыкальный эксперимент

Оправдывая характеристику «главное культурное событие в году», The Opera Ball постоянно балует гостей города выступлениями ведущих оперных исполнителей и классических музыкантов. В разные годы на сцене выступали обладательница «Грэмми» Суми Чо, всемирно известный русский баритон Дмитрий Хворостовский, обладательница уникального сопрано Лара Фабиан. Организаторы даже успели вручить две оперные премии для молодых исполнителей не старше 35 лет, обладателями которой в 2014 году стала Мария Мудряк, в 2015-м — Альфия Каримова и Райан Спидо Грин.

Однако отныне оперная премия стала не ежегодной, а с периодичностью в два года, поэтому следующая ее версия была запланирована на 2017 год. Зато на смену громким именам пришли уникальные музыкальные краски, совместив на одной сцене два культурных пласта — европейскую классику и казахскую народную традицию. На одной сцене одновременно находились симфонический оркестр под управлением Муслима Амзе и академический фольклорно-этнографический оркестр РК «Отырар сазы» во главе с Динарой Тлендиевой.

Творческие коллективы периодически менялись друг с другом стилями исполняемых произведений, кобызисты и домбристы исполняли знаменитую «Кармен», скрипачи — кюи Курмангазы. Опыт не нов, но всегда вызывал неподдельный интерес. За звучание оперных арий отвечал молодой финалист украинского шоу «Голос» баритон Влад Сытник, знаменитый многочисленными выступлениями не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Русский имперский балет в полном составе

Гости The VIII Opera Ball стали свидетелями двух грандиозных постановок Русского имперского балета, который пожаловал в Алматы уже в полном составе. На суд зрителей коллектив представил полноценные балетные фрагменты — «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» и «Шахерезада» на музыку одноименной симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова, сыгранные Академическим фольклорно-этнографическим оркестром РК «Отырар сазы».

Это были самые массовые номера вечера, поскольку на одной сцене находилось 190 артистов одновременно.

Путь дебютантов

Выход дебютантов с первым в их жизни полонезом всегда волнителен. Молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет в этом году за рекордно короткие сроки должны были освоить основы этикета, классического вальса, полонеза, финской польки, испанской пакито чоколатеры и многих других танцев.

Срок приема заявок от желающих стать дебютантами составил всего месяц, поэтому организаторы получили всего 3000 анкет вместо привычных 5000. В течение двух с половиной месяцев балетмейстер Роман Чагай совместно с основателем The Opera Ball Маратом Омаровым делали все, чтобы свершилось волшебство, когда молодые люди, сами того не замечая, начинали меняться как в плане мировоззрения, так и в балетных навыках — неуклюжие движения превращались в уверенные танцевальные па.

Выступление дебютантов на балу — лишь верхушка айсберга. Все самое важное в подготовке дебютантов скрыто от глаз общественности.

Марат Омаров, основатель The Opera Ball

Буквально в конце прошлого года становится понятно, что Восьмой оперный бал состоится. Ситуация нынче непростая, поэтому признателен нашим партнерам, которые продолжают поддерживать, что говорит о традиции и о продолжении бала как одного из главных культурных событий Казахстана. Ведь цель проекта — поддержка и популяризация культуры и искусства в Казахстане. Бал — довольно легкий способ для человека познакомится с оркестровой музыкой, вальсом и понять, что это такое. А вот насколько The Opera Ball нужен Казахстану, зависит от того, хочет ли местная аудитория посещать подобные события. В этом году у нас всего 240 мест, но точно могу сказать, что нет ни одного свободного места в зале. Желающих попасть на бал огромное количество. Я думаю, что спрос рождает предложение в данном вопросе. И если есть люди, которые хотят попасть на бал, значит, он будет существовать.

Роман Чагай, балетмейстер

Подготовка дебютантов к The Opera Ball для меня не работа, а способ хорошего времяпровождения. Получается, это очень ответственное мероприятие, нужно приложить очень много сил и времени, чтобы совсем юных и ничему не обученных, ни к чему не готовых людей сделать главной дви- жущей силой The Opera Ball. Каждый год вижу новые поколения молодежи. Одна из негативных особенностей дебютантов нынешнего года в том, что они менее дисциплинированные, чем другие. Один из плюсов — они молодые, озорные, легкие на подъем ребята, которые готовы разучивать новые танцы, меняться, хорошо проводить время. Каждый год передо мной стоит сверхзадача — поставить новый полонез и усложнить его, чтобы гости, которые приходят на The Opera Ball каждый год, видели новый танец. Наш бал может дать фору многим венским балам, потому что на самом деле здесь используется гораздо больше фигур, построения боле е витиеватые и сложные, чем в других странах.

Мурат Мутурганов, артист и заслуженный деятель РК

Уже четвертый год подряд посещаю бал, организуемый Маратом Омаровым, который является моим хорошим другом. Всегда в восторге и считаю, что бал по праву считается главным событием года, потому что он важен для культурной жизни Казахстана, для молодых дебютантов, кто, может быть, впервые узнает, что такое смокинг, изучает этикет, учится танцевать вальс, преодолевает себя. В этом году нет оперной премии, но это влияние кризиса, который сказывается на всех сферах жизни Казахстана. Думаю, что перерыв — дело временное, и уже в 2017 году все восстановится. Главное сейчас, что The Opera Ball не прекращает существование. И это ни в коем случае не «пир во время чумы». Поскольку знаю, что на частные мероприятия уходит гораздо больше денег, чем на бал. Поэтому считаю, что, какие бы трудности в стране ни происходили, необходимо проводить культурные мероприятия. А The Opera Ball — это в первую очередь культурное событие, а не дорогой банкет.

Гедеминас Таранда, основатель и руководитель Русского имперского балета, главный балетмейстер The Opera Ball

На The Opera Ball в Алматы главное действующее лицо — молодежь, и нигде такого нет. Я прово- жу много балов, но только в Алматы главная действующая сила — молодежь, под которую выстроена вся программа, и полонез, и вальс, и все остальные танцы. Важно, что на The Opera Ball акцент сделан не на гостях, не на приглашенных, а на молодых дебютантах, простых парнях и девушках.

Поэтому алматинский Оперный бал, несмотря на кризис, должен существовать. Уйдет старшее поколение, а кто придет на смену? Молодежь, которую нужно знакомить с искусством уже сейчас, пока не поздно. Я вижу, что казахстанская молодежь с охотой воспринимает эту атмосферу, понимает, может и хочет жить счастливо, дружно, разбираться в культуре, искусстве.

За время существования The Opera Ball с 2007 года кастинг дебютантов посетили 37 600 человек, из них 1156 стали дебютантами, а 7000 человек посетили The Opera Ball в качестве гостей.

*Оригинал статьи доступен в газете «Бизнес&Власть» на странице 10, электронная версия номера- http://and.kz/userfiles/books/xrss_b&v_13_2016.pdfd20160603040506.pdf  

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Альберт Ахметов Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться