Карагандинец Азамат Ахметжанов мог работать на заводе, стать футболистом. Однако наш герой отказался от стабильности, с нуля открыв кофейный бизнес в Алматы.

История Розы и Азамата приковала к себе внимание пользователей Фейсбука. Их пост сумел отвоевать внимание казахстанцев в тот момент, когда главных тем было предостаточно- споры вокруг поправок в Земельный Кодекс РК, публичное обнажение Асель Баяндаровой, ситуация вокруг Алматинского зоопарка. Шутка ли- 23-летняя пара без агашек и богатых родственников основала и развивает свой бизнес на рынке общественного питания, где конкурентов хоть отбавляй.

Азамат и Роза познакомились  в 14 лет. Оба родились в Молодежном, их принимал один акушер. В юности Азамат перехал в Караганду. Однажды, заскочив в Молодежный к сестренке и племяннице, встретил Розу, оказавшуюся подружкой племянницы. Девушка собиралась переезжать в Караганду, молодые люди обменялись телефонами. Они не были заинтересованы в отношениях, изредка общались. Страсть вспыхнула через 3 года.

«Еще во время учебы в колледже при политехе подрабатывал в общепите, работал баристой- человеком, который варит кофе. Меня обучали , чтобы поставить в смену. А потом ходил на разные мастер-классы, в процессе работы ездил, обучался, что-то пробовал опытным путем»,- говорит  Азамат.

Роза трудилась в карагандинском бутике, Азамат решил познакомиться по-настоящему, начал ухаживать. Удачным поводом, чтобы сблизиться, стало предложение Розе перейти на вакантную должность админа в кофейне- девушка как раз искала работу. Молодые люди начали вместе работать, чаще общаться… Это был 2013 год.

Спустя 12 месяцев в летнее время Азамат и Роза побывали в Алматы. Тогда он и загорелся идеей перебраться в южную столицу вместе с любимой.  Розе город понравился, терять было нечего. В Караганде ребята работали на шефа, не видели перспектив. Открывать свое дело там также не имело смысла из-за маленького количества населения и еще меньшего числа  мест, где можно основать такую точку.

«У любого работника общепита есть мечта открыть свое кафе. Нам с Розой город очень понравился, мы решили сюда переехать. Адаптировались к Алматы легко. Парадокс этого города в том, что здесь очень высокий уровень сервиса, но качество самого продукта в формате «кофе с собой» ниже, чем в Караганде. В шахтерской столице кофейная индустрия более развита, там все бариста отдают качественный продукт. Здесь этот уровень пока мало кто показывает»,- говорит наш герой.

На счастье Азамата, в роли инвестора выступил его бывший шеф. Он занял молодым деньги, на которые они смогли открыть первую точку- CoffeeTOP в формате кофе с собой на станции метро Абай.

Первый месяц запомнился Азамату и Розе ажиотажем, люди заинтересовались новым заведением и так активно посещали его, что наши герои вытянули и аренду, и съемную квартиру в Алматы. Второй месяц им пришлось вложить свои накопления для оплаты за квартиру и кофе-машину, на третий месяц уже не смогли собрать ни на квартиру, ни на аренду. «Денег не хватало, было тяжело. Нам помогли, заняли, мы остались здесь, и сейчас, как видите, открыли вторую точку»,- говорит Азамат.

CoffeeTOP  в меню особо не отличается от других кофеен, но в меню есть интересные позиции. Например, турецкий кофе, не очень часто встречающийся в Алматы. Кофейня обращает на себя внимание особой философией.

«Мы подходим к кофе профессионально, стараемся делать так, чтобы продукт, который мы подаем здесь, на каждом этапе был отобран, сделан с любовью. Наша фишка- качество продукта. Если крупные бренды- это крутой маркетинг, у нас акцент на сам продукт, сделанный с душой. Если бы у нас были те же ресурсы, что у них, мы бы продвигали свой бренд гораздо интенсивнее»,- заключает Азамат.

CoffeeTOP в Алматы в метро открыт с января 2015, уже месяц функционирует вторая точка, эспрессо-бар, на Абылай хана, угол Гоголя. «Мы изначально позиционировали первую точку как территорию правильного кофе, все заходили и спрашивали: «Что это такое? Почему у вас правильный кофе, а какой тогда неправильный?». Мы объясняли, что процесс приготовления у нас соблюден по всем нормам, европейским, американским стандартам. Люди пробовали кофе, и вопросы отпадали. Они понимали, что у нас действительно вкуснее»,- рассказывает наш герой.

Первые 3 месяца работы точки в метро были тяжелые, реклама ограничивалась постами в соцсетях.  Азамат понял, что необходимо привлекать внимание людей. Изучив  книги по маркетингу, наш герой направился к студентам, раздавал флаера, заманивал бесплатным кофе. Хозяева CoffeeTOP вставали на мероприятия, и очень дешево подавали студентам кофе, чтобы они попробовали и оценили. Придумали акцию для студентов, кормили их бесплатно при покупке кофе.

Этот напиток ассоциируется с офисными сотрудниками, теми, кто постоянно находится в движении. Однако Азамат открывал точку в метро изначально для студентов Алматы в расчете на близость университетов КИМЭП и UIB, в которых учатся студенты с особым стилем жизни.

Для них пить кофе- это модно. «В моем понимании кофе ассоциируется со всеми людьми, кто хочет быть эффективными, напиток дает бодрость, и если  он вкусный- то это здорово. Я думаю, что студенты ходят к нам из-за вкуса кофе. Акции их к нам привели, а после того, как люди пробуют наш напиток, многие из них говорят, что такой кофе не пили нигде. Да и цены у нас на 20 процентов ниже, чем в популярных заведениях».

Дизайн новой точки поражает простотой и интересным замыслом одновременно. Его, по словам Азамата, наши герои разрабатывали сами. «Нам с Розой нравится черный цвет. Первую точку  мы открыли в черном цвете, решили, что большая кофейня будет в иметь такую цветовую гамму в сочетании с деревом. Сами занимались всем, в том числе сборкой столов. Зеленый цвет- цвет натуральной листвы, ведь кофе растет на дереве».

Идея поставить книжные полки, которые стали лейтмотивом в оформлении, также пришла к Азамату внезапно- посмотрев на стены, он понял, что нужны опоры для светильников. Хозяева кафе дизайнера не нанимали, сами все сделали, книги принес в метро постоянный клиент.  На сегодня проходимость в день точки в метро в среднем 1-1,5 кг в день (130-150 чел), в эспрессо-баре- 400-500 грамм, или 40-50 человек. Естественно, Азамату хотелось бы исчислять количество потребленного кофе в десятках килограмм, но для начала он считает и эти показатели неплохими.

В концепции своих заведений наши герои пытается сбалансировать два аспекта: качество и хорошие цены, не пытаются менять кофе из-за пожелания гостей. Хозяева показывают на практике, почему этот кофе лучше.

«Человек, если кушает несвежий хлеб, но не пробовал свежий, то не может знать разницу. Мы придерживаемся ассортимента, у нас никогда не будет кальяна, сейчас многие отказываются от него, и мы не будем вводить даже в целях заработка».

Гостеприимство для Азамата- важная основная концепция. Он нацелен на то,чтобы оставить гостя довольным, объяснить, что и как, общаться с ним как с другом. «Нередко гости делают пожелания, на днях наши постоянные клиентки, которые бывают на всех точках, предложили нам варить каши, и я с удовольствием откликнулся. Не хочу объединяться с какой-либо знаменитой сетью кофеен. Скажем, если бы такие бренды, как Starbucks или Сosta Coffee, предложили мне продать им CoffeeTOP, я бы не согласился. Эти сети перешли на коммерческий способ ведения бизнеса, и на мой взгляд, немного потеряли в эмоциональной отдаче. Мне такое не по душе».

Азамат и Роза вместе живут около 4 лет, одели друг другу кольца, но официально не расписывались. Ее специальность- банковское дело, она, как и Азамат – бариста, и, по совместительству, управляющий.

«Многие говорят, что отношения и бизнес несовместимы. Бывают моменты, что ссоримся, но это мелочи, и в итоге мы приходим к общему решению, точки соприкосновения находим. Думаю,что видение нашего бизнеса мое, она его принимает».

«У меня есть мечта открыть обширную сеть кофеен. Но сейчас много сил забирают текущие вопросы, тяжеловато. Для начала надо сделать деньги, не потеряв душу, оставаясь независимым,  а потом- путешествовать, отдыхать. И ускорить движение по ранее намеченному плану».

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Альберт Ахметов Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться


  • Молодцы! Удачи и большой плюс за смелость!

  • Хороший пост о хороших, молодых, целеустремленных людях! Удачи вам и взаимопонимания!