Китайский менталитет никого не оставляет равнодушным, кого-то он забавляет, а кого-то отпугивает.

С каждым днем Китай привлекает к себе все больше внимания: богатейшие культура и история, мощнейшая экономика, сложнейший язык и самое многочисленное население в мире – все говорит о том, что игнорировать эту страну просто нельзя; именно поэтому количество людей, обращающих свой взор на Поднебесное «азиатское чудо» растет с каждым годом. Но всех приезжих в Китае ждет культурный шок: при всех успехах страны, главной особенностью Поднебесной остается менталитет ее жителей. В этой статье мы постарались раскрыть понятие «китайский менталитет», и описать некоторые его моменты.

Первое, что привлекает внимание в китайском менталитете, это зацикленность на деньгах. В отличие от американцев, которые могут щеголять в старых растянутых футболках и ездить на велосипеде, владея при этом миллиардами, китайцы такой образ жизни просто-напросто не понимают и не приемлют. Если у китайца есть возможность приобрести что-то очень дорогое, то он обязательно это купит, при этом вещь должна обязательно быть брендовой, дабы сообщить всем окружающим о статусе своего владельца. По этой причине очень часто можно встретить таксистов, дворников и официантов с последними моделями айфонов. Встречаются и скромные китайцы, но довольно редко.

В Китае не дарят открытки – если хотят кого-то поздравить, то дарят «красный конверт», в котором лежат деньги. Деньги сегодня стали для китайцев основной ценностью, далеко перещеголяв то духовное содержание, что воспевается китайской философией. Деньги остаются важной частью даже загробной жизни: в дни памяти усопших у китайцев принято сжигать ритуальные «бумажные деньги», чем больше сожжено – тем лучше умершему «на том свете», деньги сжигаются в обмен на защиту духов (т.е. даже «там» китайцы ничего просто так не делают). Хотя, справедливости ради, надо признать, что красный конверт является очень практичным подарком, который не вызывает косых взглядов и нареканий.

Особое место в китайской культуре занимает красный цвет: он обозначает удачу, богатство, благополучие и отпугивает злых духов и прочую нечисть. Абсолютное большинство украшений окрашивается  в красный цвет, даже традиционное свадебное платье невесты должно быть сшито из красного шелка – однако сейчас вошло в моду регистрировать брак в подвенечном белом платье, затем невеста все-таки надевает традиционные красные одежды.

Недолюбливает китайский менталитет цифру 4 – а все потому, что китайское наименование цифры 四 sì созвучно слову 死 sǐ, что означает «смерть», поэтому население Поднебесной старается всячески избегать этой цифры где бы то ни было: номер телефона, квартиры или дат мероприятий.

С особым трепетом относятся китайцы к созданию семьи и рождению ребенка: демографическая политика страны «одна семья – один ребенок» привела к тому, что все семьи без исключения стали стремиться к рождению сына, а будущая мама, узнав, что ждет девочку, незамедлительно идет на аборт. Восточная психология гласит, что только сын является продолжателем рода, так как дочь уходит в другую семью. Подобные ограничения и мышление народа привели страну к демографической катастрофе: сегодня мужское население Китая на сотни тысяч превышает женское.

Теперь, когда китайским мужчинам остро не хватает женщин для создания семьи и отношений, расцветает гомосексуализм, который еще больше усугубляет демографическую картину страны. В прошлом году Компартия Китая таки разрешила китайцам заводить второго ребенка, однако сами люди не торопятся пользоваться этим нововведением: рождение и воспитание ребенка было и остается самым дорогим удовольствием в жизни обычного китайца на фоне отсутствия бесплатных медицины и образования.

Очень высоко ценится в Поднебесной высшее образование и образование в целом. В отличие от Казахстана тут не встретишь человека с тремя «высшими», оставшегося без работы. Подобное отношение к обучению особенно ярко выделяется на общем фоне невежества китайского народа. Многие китайцы никогда не выезжали за пределы своей провинции, что также заметно отражается на их кругозоре.

Вся система образования, как и система китайского языка, строится на сплошной «зубрежке», тормозя основные мыслительные процессы, именно поэтому китайцам так тяжело даются языки и новые науки. Высшее образование для всех граждан Китая без исключения является платным, в связи с этим наличие «корочки» столь высоко ценится.

Китайский менталитет чтит и уважает родной гороскоп: из 12 животных астрологического цикла самыми «удачными» считаются год Дракона и год Тигра, именно в эти года рождается наибольшее количество детей, а самым «неудачным» считается год Овцы. Однако у родившихся в год Овцы людей есть неоспоримое преимущество: в периоды поступления в школу/университет или приема на работу по возрасту, у этих людей нет столь многочисленной конкуренции, с которой сталкиваются рожденные в годы Дракона и Тигра.

Но больше всего поражают и одновременно ужасают объемы и масштабы китайского потребления: народ, на протяжении тысяч лет живший «впроголодь», сегодня потребляет все без разбору. Это касается и продуктов питания, и автопрома, и одежды. Создается впечатление, что потребление становится смыслом жизни китайцев – они тратят абсолютно все, живя «сегодняшним днем».

« Предыдущий
Следующий »

Автор

Дамежан Хамитова Пришел, увидел, победил